В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2013 г., N 80
ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия»
является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
и не существует как юридическое лицо.

В настоящий момент вы находитесь на архивной версии сайта, которая не поддерживается и не обновляется.
ENG  RUS  FIN

Аспирантура в КГПА

Петрозаводск известен в России как центр культуры, как центр образования. Нам приятно сообщить, что сегодня наш город - это еще и центр науки. В нем складывается своя научная школа, исследовательские традиции.

Немалая заслуга в этом принадлежит КГПУ. Сегодняшняя наша встреча посвящена вопросам послевузовского образования, мы беседуем с заведующей отделом аспирантуры КГПУ Еленой Анатольевной СЕРГИНОЙ.

И первый вопрос: Елена Анатольевна, скажите, каковы основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров существуют в нашем городе? Где сможет продолжить свое образование выпускник вуза?

Е.А.: В Карельском государственном педагогическом университете функционируют две формы подготовки научно-педагогических и научных кадров: аспирантура- очная и заочная и соискательство.

Аспирантура является частью послевузовского образования, задача которого состоит в подготовке исследователя, способного самостоятельно проводить научные исследования, обрабатывать и интерпретировать их результаты и давать научно-обоснованные рекомендации. Программа подготовки аспиранта включает в себя 4 блока:

1. Теоретический, т.е. совершенствование теоретических знаний в области философии, иностранного языка и специальности, по которой будет готовиться кандидатская диссертация.

2. Специальный, включающий теорию, методологию и методику научно-исследовательской работы.

3. Прикладной, включающий разработку программы и инструментария научного исследования, организацию и проведение исследовательской и экспериментальной работы, обработку и интерпретацию результатов исследовательской и экспериментальной работы.

4. Подготовка и защита диссертации.

Как давно открыта аспирантура в педагогическом университете?

Е.А.: Аспирантура в Карельском государственном педагогическом университете была открыта еще в 1991 году по специальности "общая педагогика", ее успешно закончили и защитили кандидатские диссертации десятки молодых ученых. В 1992 году была открыта аспирантура еще по двум специальностям: "русский язык " и "русская литература". В настоящее время в ней обучаются десять выпускников карельских университетов, являющихся преподавателями КГПУ.

Сегодня профессиональная подготовка ведется по 11 специальностям:

- физическая электроника;
- зоология;
- физиология;
- эстетика;
- русская литература;
- русский язык;
- общая педагогика, история педагогики и образования;
- теория и методика обучения и воспитания иностранным языкам;
- теория и методика обучения и воспитания математике;
- теория и методика обучения и воспитания информатики
- геоэкология.

По открытым специальностям аспирантуры осуществляется прием соискателей ученой степени кандидата наук. На протяжении более десяти лет, первых и достаточно трудных, возглавлял отдел аспирантуры кандидат медицинских наук доцент Станислав Федорович ГЕРАСИМОВ.

Кто учится в аспирантуре?

Е.А.: На начало 2004 года в университете проходят обучение 53 аспиранта, из них 25 с отрывом от производства (очники), 12 человек обучаются в аспирантуре на договорных условиях, а также проводится подготовка 48 соискателей ученой степени кандидата наук. Время обучения в очной аспирантуре - 3 года, в заочной - 4 года, подготовка соискателей ученой степени кандидата наук - 5 лет. Всего, за истекшие 11 лет, через аспирантуру обучение прошли более 160 аспирантов. Защитили диссертации более 40 аспирантов и соискателей.

Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют: один академик (действительный член академии педагогических наук Зинаида Васильевна ВАСИЛЬЕВА), 15 докторов наук, профессоров, 17 доцентов, кандидатов наук.

Из окончивших аспирантуру и подготовку через соискательство в Карельском государственном педагогическом университете работают 51 преподаватель. В педагогических колледжах - 7, в школах республики - 14, в органах государственного управления - 3 человека.

Кто же может стать аспирантом?

Е.А.: К поступающим в аспирантуру предъявляются следующие требования:
" Наличие диплома бакалавра, специалиста с высшим образованием, диплома магистра.
" Наличие трудового стажа по специальности не менее 2 лет для поступающих на специальности, связанные с методикой преподавания, для остальных поступающих наличие стажа не обязательно.
" Для лиц, поступающих на контрактной основе, требуется заключение договора с оплатой обучения юридическими или физическими лицами (п.п. 38, 39, 40, 59 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ).

Как можно поступить в аспирантуру?

Е.А.: Прием в аспирантуру осуществляется на основе личного заявления соискателя ученой степени кандидата наук и результатов сдачи вступительных экзаменов. Документы принимаются с 1 сентября по 30 сентября. Вступительные экзамены проводятся с 1по 30 октября. Поступающие сдают три вступительных экзамена: по специальности, философии и иностранному языку. Количество принимаемых аспирантов определяется планом Министерства образования России. Возможен дополнительный платный прием на договорной основе.

Прием документов соискателей ученой степени кандидата наук осуществляется с 1 сентября по 25 октября. Подготовка соискателя осуществляется бесплатно, если он является сотрудником университета (трудовая книжка в отделе кадров университета). Прием соискателей сторонних организаций осуществляется на договорной (платной) основе.

Соискатели, сдавшие экзамены кандидатского минимума, могут быть приняты в аспирантуру по их результатам на основе общего конкурса. Два раза в год - в июне и октябре проходят сессии по приему экзаменов кандидатского минимума. На платной основе возможен прием экзаменов у сторонних лиц.

Каковы требования к соискателю ученой степени?

Е.А.: В последнее время определились основные квалификационные требования к соискателю ученой степени кандидата наук, которые заключаются в профессиональных умениях, среди них умение глубоко и всесторонне разбираться в теоретических вопросах избранной научной специальности, истории и философии наук, подобрать необходимую литературу по проблеме исследования и правильно составить библиографию, в знании и владении методами научно-исследовательской работы, умении отразить полученные результаты в научных публикациях (тезисах, статьях, методических разработках) и, наконец, в умении доступно, логично, научно и обоснованно отразить материалы проведенного исследования в тексте диссертации. Это важнейшие требования к соискателю ученой степени, к ним можно прибавить и специальные знания и умения, необходимые для проведения опытной работы.

Каково основное содержание обучения в аспирантуре?

Е.А.: Теоретическое обучение аспиранта осуществляется по образовательно-профессиональным дисциплинам, включающим иностранный язык, философию и специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, а также по факультативным дисциплинам. Последовательность изучения дисциплин устанавливается вузом. Соискатели, сдавшие кандидатские экзамены по иностранному языку иили философии до поступления в аспирантуру, освобождаются от прослушивания соответствующих курсов. Значительно углубить и расширить знания по исследуемой проблеме помогут факультативные курсы, организуемые отделом аспирантуры. Общий объем факультативных курсов за все время обучения не должен превышать 500 часов. Факультативные дисциплины изучаются аспирантом на добровольной основе.

Важной формой деятельности аспиранта является педагогическая практика. В связи с введением дополнительной образовательной профессиональной программы "Преподаватель высшей школы", подготовка к чтению лекций и проведению практических занятий стала более качественной. Необходимым считается привлечение аспирантов к организации самостоятельной или коллективной научно-исследовательской работы студентов. Для соискателя педагогическая практика не является обязательной, но обучающийся может пройти ее в рамках спецкурса "Педагогика высшей школы".

Ежегодно проводится аттестация аспирантов (соискателей), в представляемом отчете отражаются как результаты учебы и научно-исследовательской работы, так и результаты участия аспиранта (соискателя) в деятельности кафедры, ассистентской и доцентской практики.

Какие научные проблемы интересуют аспирантов и соискателей КГПУ?

Е.А.: В последнее время успешно защищены очень интересные, теоретически и практически значимые работы И.В.Александровой "Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников",
Е.Ю.Бахталиной "Интегрированное обучение английскому языку в детском саду",
Н.П.Смирновой "Народные игры Карелии как средство физического воспитания младших школьников",
В.А.Калачевой "Гуманистическая направленность традиций воспитания в православной педагогике ( на основе творений святителя Иоанна Златоуста)" и др.

Как мы видим спектр научных интересов молодых ученых очень широк. Отрадно сознавать, что защиты кандидатских диссертаций проходит в двух диссертационных советах, открытых в КГПУ при кафедре педагогики (председатель - доктор педагогических наук, профессор Н.М.Конжиев) и кафедре анатомии и физиологии (председатель - ректор КГПУ, доктор биологических наук, профессор В.Ф.Брязгин).

Дополнительные сведения по аспирантуре и соискательству можно получить по телефону:
76-26-62 или в отделе аспирантуры (185680, г.Петрозаводск, Пушкинская 17),
E-mail:fedorov@kspu.karelia.ru


Последнее обновление: --
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования РК Образовательный портал Карелии Фонд Новая Евразия Intel® «Обучение для будущего» Виртуальная педпрактика КГПА-ТВ Летописи КГПА none 

Логин:     

Пароль: