20 апреля 2010 года кафедра литературы ИФФ КГПА провела «круглый стол» на тему "Образ учителя в кинематографе, СМИ и массовом сознании". Толчком к созданию проекта стала развернувшаяся почти повсеместно дискуссия о телесериале Валерии Гай Германики "Школа". Инициатором и куратором «круглого стола» выступила кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Н.Л. Шилова.
Во время «круглого стола» обсуждались проблемы самосознания современного учителя и тот образ школы и учителя, который существует сегодня в общественном сознании.
Приоритетными вопросами проекта стали вопросы не столько материального обеспечения школы или вопросы государственной поддержки (хотя и об этом было немало сказано), а социальный статус современной школы, "психологическое" состояние современного учителя, проблемы реформирования школы и школьное "эхо" социальных реформ.
В «круглом столе» активное участие приняли студенты и выпускники ИФФ КГПА, учителя школ, преподаватели КГПА и ПетрГУ, журналисты, представители администрации Академии.
Студенты 4-го курса ИФФ КГПА выступили с докладами, в которых осветили общественную дискуссию, развернувшуюся по поводу телесериала «Школа». Были представлены результаты соцопроса преподавателей и студентов КГПА о нашумевшем сериале. Прозвучали очень разные мнения, большинство из которых, однако, были негативными. Большинство опрошенных преподавателей и студентов считают, что в сериале слишком сгустили краски и показали современную школу исключительно с отрицательной стороны.
В связи с этим особенно интересными оказались выступления студентов 4-го курса, которые только что вернулись со школьной практики. Они рассказали о школе, как она есть, какой они ее увидели. Здесь положительные оценки преобладали. Ребята, конечно, отмечали существующие проблемы. Например, в некоторых случаях неумение учителя навести порядок в классе, отсутствие навыков использования современных мультимедийных средств и др. Но общее впечатление у студентов оказалось хорошим, потому что они увидели учителей, преданных своему делу, компетентных и любящих детей – совсем не таких, как в сериале «Школа».
Затем у присутствующих была уникальная возможность познакомиться с молодыми учителями, выпускниками ИФФ КГПА. М.В. Иванов, учитель истории и обществоведения (Державинский лицей), и О.С. Ладырда, учитель русского языка и литературы (Университетский лицей), поделились своими размышлениями об образе современного учителя, о проблемах школ и всей существующей системы образования. Однако речь шла не только о проблемах, но и о том хорошем, что, безусловно, есть в школьной жизни. Молодые учителя зарядили всех собравшихся позитивной энергией, воодушевили. Ведь пока такие активные, умные и глубокие люди идут в преподавание – у педагогического сообщества есть надежда на большое будущее.
Выступление канд. пед. наук, доцента кафедры литературы Л.И. Кирилловой несколько отрезвило присутствующих. Лариса Ивановна напомнила, что ко всем прочим проблемам сегодня добавляется фактически умирание такого школьного предмета как литература. Сегодня учитель обыкновенной школы, стремящийся привить детям любовь к чтению, встречает сопротивление со всех сторон, прежде всего, со стороны государства, создающего многочисленные препятствия для духовного развития школьника.
Мало оптимистичного было и в речи к. филол. наук, декана ИФФ Е.А. Калашниковой.
После выступлений развернулась жаркая дискуссия. Собравшиеся делились мыслями, которые возникли у них во время «круглого стола». Затрагивались самые разные темы: от плохой оснащенности некоторых школ до снижения статуса учителя в СМИ. Особенно активное участие в дискуссии приняли студенты исторического отделения ИФФ (5 курс), выпускники и преподаватели кафедры литературы ИФФ.
Заинтересованность и активность участников проекта показали, как необходимы современному педагогическому сообществу такие мероприятия. Они дают возможность людям, вовлеченным в один процесс, услышать друг друга, преподавателям и учителям – установить обратную связь, обменяться мнениями и важными наблюдениями. Ведь только вместе возможно искать выход из сложившейся в образовании ситуации. Ведь школа – это важнейший этап в жизни каждого человека, и образ учителя играет в ней главную роль.