В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2013 г., N 80
ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия»
является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
и не существует как юридическое лицо.

В настоящий момент вы находитесь на архивной версии сайта, которая не поддерживается и не обновляется.
ENG  RUS  FIN

Инклюзивное образование для «солнечных детей»

02.12.2010
2 декабря  в Карельской государственной педагогической академии по инициативе председателя Карельской региональной общественной организации родителей детей с синдромом Дауна «Открытый мир» Елены Романовой был проведен круглый стол по вопросам инклюзивного образования.
Обсудить непростые вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями собрались преподаватели факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии КГПА, специалисты детских дошкольных учреждений, школ города, студенты. В обсуждении также приняла участие специалист отдела специального дополнительного образования и защиты детей Министерства образования РК Ирина Тимошенко.
Карельская региональная общественная организация родителей детей с синдромом Дауна «Открытый мир» существует чуть больше двух лет. Она объединяет пятнадцать семей. На протяжении этого времени педагоги кафедры физического и психического здоровья ребенка педагогической академии оказывают помощь в деятельности организации. Помощь, как рассказала заведующая кафедрой Ольга Павловна Сидловская, заключалась в проведении праздников для семей, имеющих детей с этим заболеванием, различных мероприятий. Теперь специалисты педагогической академии помогают обществу в вопросах «включения» детей с синдромом Дауна в образовательный процесс наравне с обычными детьми. Нужно соединить две позиции: помощь специалистов и возможность находиться с другими детьми вместе. «Солнечные дети» должны иметь свое детство.
Иветта Лазаревна Гольдфельд, кандидат медицинских наук, доцент, преподаватель кафедры, сказала, что  на данном этапе она не согласна с тем, что детей с особенностями в развитии можно обучать в обычной школе, заниматься  с ними в обычных группах детских дошкольных учреждений. Несмотря на то, что опыт работы со старшими детьми уже кое-какой есть. К этому выводу И.Л.Гольдфельд пришла, работая и наблюдая таких детей. В школах с такими детьми обычным преподавателям трудно. Причина в том, что нет специального сопровождения детей специалистами. Их просто не хватает. Лучшее образование дети с особенностями в развитии сегодня получают в специализированных учреждениях.  В обычных школах нет психологов, дефектологов. Все это дискредитирует саму идею инклюзивного образования.  Обучаясь вместе с обычными детьми, такие дети наоборот приобретают дополнительные психические проблемы. «В Карелии больше лозунгов, чем работы», – сказала Иветта Лазаревна. С ней согласились те специалисты, которые работают с детьми, психологи, логопеды, дефектологи. Зарплаты маленькие, поэтому специалистов и не хватает. Учителя, имеющие специальное образование, позволяющее им работать с такими детьми, востребованы, но на те ставки, которые есть в школах и детских дошкольных учреждениях, они не идут. На такие деньги не прожить.
Ирина Владимировна Тимошенко отметила, что положительный опыт работы с такими детьми в республике есть.  Дети с синдромом Дауна посещают общеобразовательные детские учреждения. Но такой опыт не получил широкого распространения в школах. Трудность заключается в том, что не все школы хотят лицензировать подобную деятельность, составлять индивидуальные образовательные маршруты.
Все сошлись во мнении на том, что необходимо решать вопрос инклюзивного образования на государственном уровне. Есть подготовленные специалисты, готовые работать, но не хватает законодательной базы и  не создана  система обучения и сопровождения таких детей с первого дня их жизни. В Росси нет Федерального закона о специальном образовании и ранней помощи детям с синдромом Дауна и их семьям. Как отмечает сотрудник московской организации «Даунсайт Ап» Наталья Грозная, сейчас   наиболее совершенны законы в этой области в таких странах как Канада, Кипр, Дания, Исландия, Индия, Мальта, Нидерланды, Норвегия, ЮАР, Испания, Швеция, Уганда, США и Великобритания. В этих странах давно отказались от практики помещения детей с особенностями в развитии в интернаты и психиатрические клиники. Например, в Испании 85 % , а в Англии более 90 % таких детей воспитываются дома, учатся в общеобразовательных школах наравне с другими учениками. Россия в этот список, в котором есть и развивающиеся и бедные страны, не входит.
Участники встречи отметили, что, если нет федерального закона, то нужно создать его на региональном уровне, а именно в Карелии, так как потребность в нем очень велика. 
 
Наша справка
1. Синдром Дауна – это не болезнь, как считают многие. Это аномалия хромосомного набора: вместо положенных 46 хромосом у человека появляется лишняя. Именно из-за этой, 47-й, хромосомы ребенок внешне отличается от других детей.
2. Считается, что ребенок с синдромом Дауна может родиться только у родителей, ведущих асоциальный образ жизни. На самом деле это генетическая аномалия и такой малыш с одинаковой вероятностью может родиться в любой стране, в любом социальном слое. Его появление не зависит ни от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом.
3. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы. Несомненно, и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад и в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.
4. Ребенок с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и обычные дети. Только средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными данными.
5. 85% родителей отказываются от своих малышей из-за устаревших представлений о неспособности таких детей к развитию. На данный момент в Москве отказ от детей с синдромом Дауна снизился до 50 %.В Швеции, Польше не зафиксировано ни одного случая. В Америке 250 семей стоят в очереди на усыновление таких детей.
6. В Москве 30 детских садов и около10 школ, которые посещают дети с синдромом Дауна. Родители обычных малышей говорят, что дети с синдромом Дауна положительно влияют на отношение их ребенка к другим людям: развиваются терпеливость, внимательность, милосердие. В конечном итоге это меняет отношение взрослых и всего общества к проблемам людей с синдромом Дауна.
Враги человека с синдромом Дауна – это, прежде всего невежество, страх, предрассудки, непонимание, безразличие. На самом же деле, эти дети, обделенные одним – наделены другими – прекрасными качествами.
 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования РК Образовательный портал Карелии Фонд Новая Евразия Intel® «Обучение для будущего» Виртуальная педпрактика КГПА-ТВ Летописи КГПА none 

Логин:     

Пароль: