4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (ПОДПРОГРАММЫ)
4.1. Повышение качества подготовки специалистов
4.2. Обеспечение доступности высшего образования
4.3. Целевая подготовка специалистов
4.4. Расширение спектра основных образовательных программ в условиях перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования
4.5. Воспитательная и внеучебная работа со студентами
4.5.1. Основные задачи в области воспитательной работы
4.5.2. Обеспечение качества воспитательной работы
4.5.3. Ожидаемые результаты
4.5.4. Контроль за выполнением
4.6. Подготовка кадров для системы высшего образования, переподготовка и повышение квалификации ППС
4.7. Система дополнительного образования в КГПУ
4.8. Выполнение научных исследований
4.9. Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности КГПУ
4.9.1. Развитие корпоративной сети КГПУ
4.9.2. Программно-техническое обеспечение образовательного процесса, научных исследований и управления вузом
4.9.3. Внедрение автоматизированной системы управления вузом
4.9.4. Информационно-методическая поддержка учебного процесса, научных исследований
4.9.5. Развитие системы дистанционного образования
4.9.6. Развитие полнотекстовой электронной библиотеки
4.9.7. Организационно-методическая поддержка
4.10. Развитие инновационно-производственной деятельности
4.11. Развитие международного сотрудничества
4.11.1. Основные проекты международного сотрудничества на 2008-2012 гг
4.12. Совершенствование системы управления университетом
4.12.1. Социальная поддержка студентов, преподавателей и сотрудников, улучшение условий труда и учебы
4.1. Повышение качества подготовки специалистов
Политика КГПУ в области качества подготовки специалистов определяется Миссией и стратегическими задачами развития университета с учетом актуального и прогнозируемого состояния внутренней и внешней среды университета, его финансово-материальных возможностей. Основой для определения образовательной политики являются тенденции развития современной теории и методологии обучения, технического и методического обеспечения учебного процесса.
Основные направления и принципы образовательной политики заключаются в следующем:
Университет проводит политику сохранения и постоянного повышения квалификации кадрового состава - преподавателей, персонала, а также подготовки и подбора абитуриентов, наиболее мотивированных для обучения в университете, с этой целью:
- ведется работа по совершенствованию методов подбора и подготовки кадров высокой квалификации (аспирантура, управление кадров, отдел по трудоустройству выпускников и занятости студентов);
- осуществляется приоритетная поддержка основных научно-педагогических школ КГПУ как гарантии качества содержания учебного процесса;
- проводятся мероприятия, нацеленные на повышение корпоративной культуры персонала университета, включающие разработку руководства по качеству, совершенствование должностных инструкций, обучение персонала на рабочих местах и на курсах по информационным технологиям и делопроизводству;
- совершенствуется механизм вступительных испытаний, развиваются методы профориентационной работы, информационно-рекламная деятельность;
- укрепляются связи со всеми партнерами: работодателями - заказчиками, населением, родителями абитуриентов;
- развиваются программы мобильности - обмена студентами и преподавателями, в том числе с зарубежными вузами.
Университет проводит политику сохранения баланса специальностей, характерного для педагогического вуза, обеспечивающего высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов, способных соответствовать социально-экономическим запросам Республики Карелия, с этой целью:
- открываются новые специальности, востребованные в регионе и среди потенциальных абитуриентов;
- открываются на базе существующих специальностей новые специализации, необходимость в которых возникает в процессе анализа рынков труда и потребности в кадрах;
- совершенствуется состав программ профессиональной подготовки и переподготовки, потребность в которых определяется в ходе взаимодействия с работодателями и партнерами.
Университет проводит политику постоянного укрепления материальной базы учебного процесса, с этой целью:
- проводятся мероприятия по расширению бюджетного и внебюджетного многоканального финансирования университета;
- укрепляются связи с заказчиками с партнерами - расширяются международные контакты и участие в проектах, предусматривающих финансирование приобретения средств вычислительной и оргтехники, оборудования, литературы и т.п.;
- ведется поиск возможностей расширения аудиторного фонда, в том числе за счет привлечения средств инвесторов и потенциальных заказчиков образовательных услуг.
Университет проводит политику постоянного развития и расширения применения инновационных форм, методов и технологий обучения, с этой целью:
- приоритетную поддержку получает инфраструктура информационно-коммуникативных средств обучения и управления учебным процессом;
- проводится систематическое обучение и повышение квалификации преподавательского и методического персонала в области информационных технологий, в области педагогики высшей школы, а также в конкретных содержательных областях преподаваемых дисциплин образовательных программ;
- ежегодно организуется Конкурс учебно-методических материалов с использованием цифровых образовательных ресурсов, поощряется применение дистанционных методов обучения при организации учебного процесса;
- постоянно обновляются и пополняются фонды и методы обслуживания студентов и преподавателей в научной библиотеке КГПУ;
- регулярно организуются и проводятся методические семинары, семинары по педагогике высшей школы для молодых преподавателей;
- постоянно совершенствуется технология проведения традиционных учебных занятий, и экзаменационных сессий;
- осуществляется подготовка студентов к прохождению периодического тестирования остаточных знаний по изученным дисциплинам, в рамках новых программ проведения аттестации специальностей, проводимых государственными аттестационными органами.
Университет проводит политику систематического мониторинга и анализа образовательных процессов в университете и за его пределами, осуществляет исследования по прогнозированию тенденций изменений факторов внутренней и внешней среды, определяющих качество образования, с этой целью:- ежегодно формируется и издается информационно-аналитический доклад "Качество обучения в КГПУ", в содержании которого отражаются индикаторы и показатели по широкому кругу важнейших процессов университета, осуществление которых определяет качество обучения;
- обеспечивается постоянное расширение участия персонала и обучаемых в университете в обсуждении процессов и их улучшений, для этого проводятся в рамках самооценки качества работы университета периодические опросы, организуются методические семинары и другие виды обучения в области качества обучения.
Университет проводит политику широкого международного сотрудничества в области образования, опираясь на принцип трансграничности, с этой целью: - расширяется участие университета в области разработки совместных с зарубежными вузами и другими партнерами образовательных программ подготовки специалистов, соответствующих международным требованиям сертификации, в т.ч. в рамках Болонского процесса;
- ведется планомерная работа по обеспечению международной мобильности студентов и преподавателей в рамках имеющихся договоров с зарубежными вузами.
Университет проводит политику постоянного совершенствования механизмов управления учебным процессом, развития информационно-коммуникативных технологий в управлении, с этой целью:
- постоянно совершенствуется структура управления, в частности, создается инфраструктура управления качеством обучения под руководством учебно-методического управления и отдела управления качеством образования;
- постоянно осуществляется анализ процессов в университете с целью определения способов их оптимизации и улучшения;
- по мере необходимости решаются вопросы реорганизации структуры управления учебно-методической деятельностью;
- расширяется и повышается статус постоянно действующих методических комиссий на факультетах и кафедрах;
- разрабатываются мероприятия по подготовке системы менеджмента качества университета к сертификации в полномочных сертифицирующих органах на основе стандартов серии ГОСТ РИСО 9000;
- осуществляется приоритетное развитие интегрированной информационно-аналитической системы университета на базе СУБД Oracle;
- ведутся работы по совершенствованию каналов обмена информацией внутри и вне университета на основе развития web-сайта университета, локальной сети и электронной почты, традиционного документооборота через канцелярию.
Университет проводит политику обеспечения безопасности жизнедеятельности, с этой целью:
- совершенствуется воспитательная работа среди студентов, дисциплинарная практика на основе положений и руководств, Устава КГПУ и правил внутреннего распорядка;
- повышается уровень обеспечения средствами эксплуатации и безопасности в зданиях учебных корпусов и общежитий;
- осуществляется необходимое финансирование мероприятий по охране труда в рамках трудовых соглашений;
- ежегодно проводится конкурс по обеспечению внутренней охраны зданий КГПУ;
- своевременно осуществляется ремонт аварийных объектов.
4.2. Обеспечение доступности высшего образования
Наличие неравных условий для получения высшего образования выпускниками из районных и сельских школ является одной из серьезных проблем в сфере образования. Кроме того, в сельской местности особенно остро проявляется проблема недостаточного притока квалифицированных педагогических кадров в районы республики.
Для решения вышеуказанных проблем планируется следующее:
1. В рамках заключенных с местными Администрациями договоров КГПУ:
- Разрабатывает программу подготовки старшеклассников к поступлению в вузы и обеспечивает выполнение учебного плана;
- Организует целевой прием выпускников района в КГПУ;
- Совместно с Администрацией разрабатывает программу создания педагогических классов;
- Способствует развитию научно-исследовательской работы школьников;
- Предоставляет возможность ознакомления школьников района с работой факультетов, Центра информационных технологий, Научной библиотеки и других подразделений КГПУ;
- Проводит по заявкам Администрации повышение квалификации и переподготовку руководителей и педагогов образовательных учреждений района;
- Организует по заявкам Администрации проведение повышения квалификации и переподготовки для специалистов предприятий, учреждений и организаций района;
- Оказывает консультативную помощь учителям по преподаванию циклов предметных дисциплин с учетом современных требований к организации учебного процесса;
- Оказывает информационно-методическую поддержку преподавателям и сотрудникам образовательных учреждений и Межшкольных методических центров в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, включая разработку цифровых образовательных ресурсов и методики их использования в практике школьного обучения;
- Оказывает необходимую помощь учреждениям дополнительного образования детей, хоровым и фольклорным коллективам, руководителям кружков прикладного искусства и творчества, руководителям спортивных коллективов;
- Оказывает помощь в проведении тематических семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам образовательной деятельности и психологической помощи населению;
- Оказывает содействие в подготовке проектов в российские и международные фонды и программы;
- Обеспечивает доступ учреждений образовательной и социальной сферы к Интернет-ресурсам КГПУ, курсам дистанционного обучения;
- Направляет по заявкам Администрации студентов для прохождения педагогической практики в учреждениях и организациях района, содействует в замещении вакансий;
- Организует по заявкам Администрации, организаций и предприятий выполнение научно-исследовательских, проектных, хоздоговорных, краеведческих и консультационных работ, в т.ч. с участием аспирантов и студентов КГПУ из данного района;
- Организует шефство научной библиотеки КГПУ над библиотеками района, проводит семинары для библиотечных работников, организует по заявкам ЦРБ выездные выставки-просмотры литературы, предоставляет информацию о новых изданиях КГПУ;
- Обеспечивает Администрацию, школы, библиотеки и другие учреждения социальной сферы информацией о мероприятиях, проводимых в КГПУ;
- Организует регулярное проведение "Дней открытых дверей" для выпускников школ районов РК;
- Организует по заявкам Администрации выезды творческих и спортивных коллективов КГПУ.
2. Обеспечение органов управления образованием, районных школ учебно-методической литературой, методическими материалами по исследовательской работе, информационными материалами о КГПУ, правилах приема и обучения в университете.
3. 3. Развитие единой образовательной информационной сети КГПУ с возможностью доступа к информационным ресурсам из районных и сельских школ.
4. Решение вопроса о повышении квалификации руководителей образовательных учреждений и учителей за счет средств федерального бюджета.
4.3. Целевая подготовка специалистов
КГПУ осуществляет целевой прием и подготовку специалистов (высшее образование) в целях решения задачи кадрового обеспечения образовательных учреждений в рамках "Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 г.". Перечень специальностей с указанием выделенных целевых мест в разрезе самоуправляющихся территорий республики ежегодно определяется КГПУ по согласованию с органами местного самоуправления РК. Целевой прием студентов в соответствии с указанным перечнем осуществляется в пределах установленных контрольных цифр приема по договору, заключаемому между КГПУ, органами местного самоуправления РК и абитуриентами, поступающими по направлениям от районов.
4.4. Расширение спектра основных образовательных программ в условиях пе-рехода на двухуровневую систему высшего профессионального образова-ния
В условиях перехода на двухуровневую систему обучения в сфере высшего про-фессионального образования КГПУ ведет разработку новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, наряду с использованием широкого опыта подготов-ки дипломированных специалистов, по следующим направлениям подготовки и специальностям:
Специальности | Квалификации | Направления подготовки | Квалификации (степени) |
030301 Психология | Психолог Преподаватель психологии |
030300 Психология | Бакалавр психологии Магистр психологии |
050101 Химия 050102 Биология 050103 География 050104 Безопасность жизнедеятельности |
Учитель химии Учитель биологии Учитель географии Учитель безопасности жизнедеятельности |
050100 Естественнонаучное образование | Бакалавр естественнонаучного образования Магистр естественнонаучного образования |
050201 Математика 050202 Информатика 050203 Физика |
Учитель математики Учитель информатики Учитель физики |
050200 Физико-математическое об-разование | Бакалавр физико-математического образования Магистр физико-математического образования |
050301 Русский язык и литература 050303 Иностранный язык |
Учитель русского языка и литературы Учитель иностранного языка |
050300 Филологическое образование | Бакалавр филологического образования Магистр филологического образования |
050401 История | Учитель истории | 050400 Социально-экономическое об-разование | Бакалавр социально-экономического образования |
050502 Технология и предприниматель-ство | Учитель технологии и предпринимательства | 050500 Технологическое образование | Бакалавр технологического образования |
050602 Изобразительное искусство | Учитель изобразительного искусства | 050600 Художественное образование | Бакалавр художественного образования |
050703 Дошкольная педагогика и психология 050708 Педагогика и методика начального образования 050711 Социальная педагогика 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология 050720 Физическая культура |
Преподаватель дошкольной педагогики и психологии Учитель начальных классов Социальный педагог Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии Педагог по физической культуре |
050700 Педагогика | Бакалавр педагогики Магистр педагогики |
В целях содействия трудоустройству выпускников КГПУ по реализуемым образовательным программам подготовки бакалавров и магистров университет обеспечивает реализацию следующих мероприятий:
- Проведение широкой разъяснительной работы по содержанию образовательных программ среди абитуриентов;
- Организация совместной деятельности с работодателями (в первую очередь, с руко-водителями образовательных учреждений) по разработке квалификационных требо-ваний, предъявляемых к выпускникам соответствующих уровней, и определению сферы их возможного трудоустройства;
- Проведение совместно с работодателями научно-методических семинаров и "круг-лых столов" по определению содержания образовательных программ бакалавров и магистров, а также требований, предъявляемых к качеству подготовки в рамках на-званных программ, с целью удовлетворения потребностей регионального рынка труда.
4.5. Воспитательная и внеучебная работа со студентами
В Карельском государственном педагогическом университете разработана и ут-верждена Концепция воспитательной деятельности. В первой части Концепции определе-ны цели и задачи, принципы воспитательной деятельности со студенческой молодежью, описаны методологические и теоретические основы воспитания молодежи, обозначены условия совершенствования воспитательного процесса в вузе. Во второй части Концепции представлена Программа воспитательной работы со студентами КГПУ, где сформулиро-ваны критерии результативности воспитательной деятельности в вузе.
Особенностью программы является форма ее реализации - действие целевых про-грамм. Воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Воспитательная система КГПУ динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инно-вации. Это система живая, развивающаяся и существует в конкретной ситуации, в соот-ветствии с логикой и потребностями настоящего момента. Именно поэтому важно быстро и эффективно реагировать на современный момент и приобщать студенческую молодежь активно реализовать намеченные цели и задачи.
4.5.1. Основные задачи в области воспитательной работы
В системе воспитания КГПУ ставятся следующие общие задачи:
- формирование социально зрелых граждан и специалистов, способных эффективно работать в условиях становления рыночной экономики;
- развитие творческих способностей и самореализация молодого человека, гармони-зация его потребностей;
- формирование отношения к избранной профессии как к важному общественно-культурному акту, созидающему общечеловеческие ценности;
- формирование личности студента как субъекта педагогической деятельности.
Главной задачей воспитательной работы со студентами в университете можно счи-тать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского са-моопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей сту-дентов в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе воспита-тельных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуаль-ными являются следующие:
- использование традиций, опыта для функционирования и развития системы вне-учебной деятельности в новых условиях;
- развитие у студентов гражданской позиции, толерантности;
- принятие и понимание ценности образования в становлении и саморазвитии чело-века;
- изучение национальных традиций поликультурного региона - РК;
- изучение ценностных ориентацией, интересов студентов;
- формирование патриотических качеств, чувств молодого человека;
- развитие и воспитание осознанного отношения к здоровью, воспитание здорового образа жизни;
- развитие атмосферы творчества в образовательной среде вуза;
- подготовка к профессиональной трудовой деятельности в современных условиях;
- развитие управленческих качеств как будущего руководителя классного коллекти-ва через студенческое самоуправление;
- целенаправленная кадровая политика образовательного учреждения и региона;
- совершенствование системы управления воспитательной деятельностью;
- действенная, активная работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде;
- психологическая и социальная поддержка студентов в образовательном процессе;
- осуществление контроля, анализа и оценки внеучебной деятельности вуза, факуль-тета, кафедры, академической группы.
4.5.2. Обеспечение качества воспитательной работы
Высокий уровень качества воспитательной работы в КГПУ обеспечивается за счет разработки и проведения мероприятий, направленных на создание системы воспитатель-ной работы в вузе, за счет развития воспитывающей среды университета и установления соответствия качества воспитательного процесса требованиям Государственного образо-вательного стандарта, где качество воспитания рассматривается как:
1.Качество ресурсов и процесса, которые включают следующие элементы:
- соответствие содержания воспитания его целям, определяемым согласно ГОС,
- квалификацию преподавательских и других кадров, осуществляющих воспитание,
- информационно-методическое и материально-техническое обеспечение качества,
- используемые технологии во внеучебной деятельности и т.д.;
2. Качество результата образовательно-воспитательного процесса, которое определя-ется как соответствие уровня сформированности личностных качеств студентов и выпу-скников требованиям стандарта в части профессионально важных качеств выпускаемых в университете специалистов.
4.5.3. Ожидаемые результаты
- Создание условий для активной жизнедеятельности студентов, их творческого развития ктивизация органов студенческого самоуправления в решении насущных проблем жизнедеятельности студентов
- Развитие у студентов навыков здорового образа жизни
- Привитие установок толерантного поведения и сознания в молодежной среде.
- Увеличение числа студентов, активно участвующих в культурно-масссовой и спор-тивнооздоровительной работе
- Улучшение социально-психологического климата в студенческой среде.
4.5.4. Контроль за выполнением
Контролирующую функцию по реализации Концепции и программы воспитатель-ной работы КГПУ осуществляет Ученый Совет и ректорат университета.
Проректор по воспитательной работе, начальник отдела по работе со студентами, председатель профсоюзной организации студентов, председатель студенческого совета непосредственно являются исполнителями по реализации целевых программ и концепту-альных идей по организации воспитательной деятельности в университете.
Структурные подразделения КГПУ, участвующие в реализации программы еже-годно представляют информацию об итогах выполнения программы.
4.6. Подготовка кадров для системы высшего образования, переподготовка и повышение квалификации ППС
КГПУ продолжает активно участвовать в проводимых Рособразованием реформах в сфере дополнительного профессионального образования и, в частности, при организа-ции повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
С целью подготовки высококвалифицированных кадров для системы высшего об-разования университет планирует проведение следующих мероприятий:
1. Направление на повышение квалификации в базовые вузы РФ ведущих преподава-телей университета с тем, чтобы они участвовали в реализации приоритетных на-правлений развития образовательной системы РФ, и использовать полученные зна-ния преподавателей при организации внутривузовской системы повышения квали-фикации;
2. Совершенствование внутривузовской системы повышения квалификации путем рекламирования своих образовательных программ, проведения анкетирования слушателей и т.п.:
3. Переутверждение объединенного докторского диссертационного совета по педаго-гике (13.00.01 и 13.00.08, председатель - профессор Н. М. Конжиев);
4. Трансформация кандидатского совета по биохимии и физиологии в объединенный докторский совет по биохимии и физиологии, утвердить в ВАКе (03.00.04 и 03.00.13, председатель - профессор В. Ф. Брязгин);
5. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр уни-верситета по актуальным проблемам высшего профессионального образования на базе ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образова-ния Санкт-Петербурга и Москвы (за счет целевых средств федерального бюджета, ежегодно по 15-20 чел.);
6. Подготовка резерва профессорско-преподавательского состава кафедр университе-та за счет целевого набора в аспирантуру КГПУ руководителей образовательных учреждений, лучших педагогических кадров Республики Карелия (за счет средств республиканского бюджета, ежегодно по 3 человека - 90,0 тыс. руб.).
4.7. Система дополнительного образования в КГПУ
Система обраdзования Республики Карелия претерпевает существенные изменения в связи с реализацией Комплексного проекта модернизации образования в Республике Ка-релия в 2008-2010 гг. Одним из направлений данного проекта является модернизация сис-темы повышения квалификации. Действующая система непрерывного образования педа-гогических и руководящих кадров включает в себя:
1) повышение квалификации руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб;
2) повышение квалификации руководителей образовательных учреждений различных типов и видов;
3) повышение квалификации педагогов и других специалистов образовательных учреждений;
4) переподготовка кадров работников образования.
Одним из важных направлений деятельности факультета дополнительного образо-вания является дополнительная подготовка студентов, будущих работников сферы обра-зования, к работе в образовательных учреждениях по различным направлениям, специ-альностям, профилю деятельности. Дополнительная профессиональная подготовка пред-лагается по направлениям: менеджмент в образовании, молодежная политика, коррекци-онно-педагогическая работа, социально-педагогическая работа, социально-психологическая работа, логопедия, психология др.
Необходимость работы в данных направлениях обусловлена повышением требова-ний государства, общества и педагогического сообщества к подготовке специалистов, об-ладающих широким перечнем компетентностей для выполнения задач модернизации рос-сийского образования. Сложившиеся социально-экономические условия требуют повы-сить качество и эффективность образовательной деятельности на основе использования инновационных методик и технологий, трансляции достижений образовательной практи-ки и привлечения научного потенциала. Одновременно с этими задачами необходимо обеспечить доступность образовательных услуг для руководителей, педагогов и специа-листов системы образования независимо от места их проживания и работы.
Демографические спады и подъемы диктуют необходимость выстраивания гибкой стратегии развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров. В связи с уменьшением числа обучающихся в общеобразовательных школах в ближайшее время, предполагается расширить переподготовку высвобождаемых специалистов образователь-ных учреждений. В связи с резким ростом числа детей дошкольного возраста и реализа-цией программы по расширению сети дошкольных образовательных учреждений потре-буется активизировать подготовку специалистов для этих учреждений на заочном и ве-чернем отделениях.
Значительная часть муниципальных методических служб юридически закрепила зa собой право на осуществление повышения квалификации отдельных категорий специалистов. В данной ситуации появляется необходимость повышения квалификации и стажировки специалистов этих учреждений в целях содействия повышения качества образовательных услуг в муниципальных образованиях.
В связи с внедрением новой системы финансирования образовательных учреждений следует ожидать изменения характера заявок на образовательные услуги, их содержание и формы. Можно прогнозировать повышение требований к практико-ориентированному содержанию в соответствии с перечнем определенных компетентностей, увеличение потребности в более коротких, но частых курсах и более активный переход на дистанционные формы обучения.
К числу структурных подразделений КГПУ, работающих в системе непрерывного образования относятся:
Факультет дополнительного образования (далее ФДО);
Физкультурно-образовательный центр;
Центр практической психологии.
Факультет дополнительного образования является ведущим структурным подразделением по подготовке, повышению квалификации и переподготовке руководителей, педагогов и специалистов организаций из всех муниципальных образований республики, имеет развитые связи с администрациями МСУ, органами управления образованием, муниципальными методическими службами и образовательными учреждениями различных типов и видов. В современном обществе ценностью является не только профессиональное становление и совершенствование специалистов, но и их личностное развитие. Содержание дополнительного образования позволяет удовлетворить образовательные потребности по самым различным направлениям интересов. ФДО выполняет координирующую функцию по отношению к другим структурным подразделениям, оказывает им консультационную помощь и поддержку, осуществляет документальное сопровождение деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг.
Миссия ФДО - наиболее полное удовлетворение потребности населения в получении образовательных услуг и содействие наиболее полному удовлетворению потребности профессорско-преподавательского состава КГПУ в творческом саморазвитии и самоактуализации.
Основными задачами ФДО на период до 2012 года являются:
- Разработка новых образовательных программ и адаптация их к процессу модернизации российского образования, изменяющимся потребностям системы образования.
- Диссеминация инновационных образовательных технологий с ориентацией на за-просы социальной сферы.
- Совершенствование системы мониторинга потребности специалистов в дополни-тельном образовании и качества удовлетворения этих потребностей.
- Осуществление перспективного прогнозирования и проектирования системы по-вышения квалификации специалистов сферы образования в ходе реализации Комплексно-го проекта модернизации образования в Республике Карелия.
- Создание гибкой системы дополнительного образования, адекватно реагирующей на изменения потребностей социума.
- Расширение спектра услуг и программ по внутрикорпоративному обучению спе-циалистов организаций различных организационно-правовых форм Республики Карелия.
- Расширение спектра образовательных, деловых, спортивно-оздоровительных и других услуг за счёт дальнейшего развития и совершенствования материальной, органи-зационной и научно-методической базы, расширения сети партнерских взаимоотношений с местными и республиканскими органами власти.
- Расширение форм дополнительного образования, позволяющих максимально эф-фективно решать задачи непрерывного образования.
- Развитие сотрудничества с республиканскими и муниципальными органами управления образованием; с учреждениями дополнительного образования региона; с организациями Карелии различных организационно-правовых форм.
- Организация сетевого взаимодействия с муниципальными методическими службами и научно-консультационное сопровождение их деятельности по повышению квалификации работников образования.
- Организация повышения квалификации руководителей и педагогов сельских образовательных учреждений по актуальным проблемам развития образования.
- Участие в научных проектах, финансируемых Министерством образования Республики Карелия и Министерством образования Российской Федерации.
- Участие в региональных, российских и международных научных конференциях и семинарах по проблемам дополнительного образования.
- Формирование дополнительных финансовых ресурсов для развития университета.
Физкультурно-образовательный центр (далее - ФОЦ), созданный при факультете физической культуры, является структурным подразделением КГПУ и осуществляет дополнительную профессиональную и специализированную подготовку специалистов по физической культуре и спорту, а также работников различных организаций. ФОЦ пре-доставляет дополнительные оздоровительные, диагностические, образовательные услуги, а также услуги по организации и проведению спортивных, культурных и образова-тельных мероприятий. Миссия ФОЦ - пропаганда здорового образа жизни среди студен-тов, педагогов, населения республики, содействие развитию физической культуры в регионе
Центр практической психологии (далее - ЦПП), созданный в конце 2007 года при факультете психологии, является структурным подразделением КГПУ. Центр приступил к осуществлению деятельности по повышению квалификации практических психологов и дополнительному психологическому образованию других специалистов. Миссией ЦПП является повышение психологической компетентности работников различных сфер деятельности. Основными направлениями деятельности центра являются: повышение квалификации практических психологов, педагогов и социальных работников; содействие развитию психологических служб; проведение семинаров и тренингов для работников в области управления персоналом; психологическое сопровождение и поддержка управленческой деятельности работников в форме организационного консультирования; содействие профессиональному и личностному развитию обучающихся и работников КГПУ, а также оказание психологической помощи населению и пропаганда психологических знаний, психологическое просвещение населения.
Структурные подразделения КГПУ, работающие в системе непрерывного образования, осуществляют свою деятельность преимущественно за счет внебюджетных средств, поступающих по договорам от юридических и физических лиц, а также в рамках целевых программ, финансируемых из бюджетных источников.
4.8. Выполнение научных исследований
Научно-исследовательская деятельность в КГПУ осуществляется в целях развития научно-технического потенциала университета как базы подготовки специалистов высшей квалификации; научного обеспечения социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Карелия
В КГПУ проводятся фундаментальные, прикладные, инновационные, опытно-конструкторские и научно-методические исследования, утвержденные Научно-техническим советом университета.
Активизации и повышению эффективности научно-исследовательской работы (далее - НИР) в КГПУ способствуют:
1).участие в федеральных и республиканских целевых программах, конкурсах научных программ и проектов, организуемых отечественными и зарубежными фондами и организациями;
2).проведение международных, всероссийских, отраслевых и региональных научных конференций и семинаров;
3).интеграция высшего образования и науки;
4).развитие международных научных связей.
В 2008-2012 гг. будет продолжена работа по активизации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в КГПУ. В этих целях планируется:
5).продолжение традиции проведения ежегодных студенческих научных конференций с публикацией их материалов; проведение конференции молодых ученых, совместных конференций студентов и ППС;
6).активизация участия студентов КГПУ в различных конкурсах на лучшую студенческую научную работу, в конкурсах проектов и грантов, проводимых российскими и зарубежными программами, фондами и организациями;
7).привлечение аспирантов к руководству над студенческими научными работами;
8).проведение работы по развитию имеющихся в КГПУ студенческих творческих коллективов, а также образованию новых;
9).проведение с 2008 года в КГПУ конкурса на лучшую студенческую научную работу;
10).расширение круга республиканских, региональных, всероссийских, международных научных мероприятий
С целью повышения качества и эффективности НИР в 2008-2012 г.г. планируется осуществление комплекса мер, направленных на:
5)поддержку ведущих научных и научно-педагогических школ КГПУ;
6)дальнейшую интеграцию высшего образования и науки;
7)активизацию участия преподавателей, сотрудников, докторантов, аспирантов и студентов в конкурсах проектов и грантов, проводимых российскими и зарубежными программами, фондами и организациями;
8)поддержку проведения в университете научных, научно-практических и научно-методических конференций и семинаров, участия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в российских и зарубежных научных мероприятиях;
9)расширение перечня издаваемых университетом научных сборников, научных трудов, материалов конференций и семинаров;
10)поддержку публикаций преподавателей и сотрудников, аспирантов и студентов в университетских и других изданиях и научных журналах.
В планах КГПУ продолжить в 2008-2012 годах научные исследования по перспективным направлениям развития образования, науки, высоких технологий:
Повседневный образ жизни и планы на будущее детей, подростков и молодежи Республики Карелия;
Многоуровневая система профилактики безнадзорности, беспризорности и право-нарушений среди несовершеннолетних в Республике Карелия;
Профилактика социально опасных болезней (алкоголизм, наркомания) среди несо-вершеннолетних и молодежи;
Научно-методическое сопровождение программ модернизации муниципальных об-разовательных систем Республики Карелия;
Оценка качества и эффективности реализации национально-регионального компо-нента общего образования;
Наноструктурированные оксидные пленки и покрытия;
Биология и экология северных вод;
Языковая экология и лингвистическое краеведение;
Физика плазмы;
Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы и вуза;
Актуальные проблемы финноугроведения (карельский, вепсский и финский языки);
Лингвистика и межкультурные коммуникации;
Краеведение как интегрирующий принцип подготовки специалиста в педвузе;
Научно-методическое обеспечение национально-регионального компонента содер-жания дошкольного и общего образования
4.9. Использование информационно-коммуникационных технологий в дея-тельности КГПУ
Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) являются средст-вом, обеспечивающим решение задач процесса обучения, управления учебной, научно-исследовательской и административно-хозяйственной деятельностью вуза.
В университете активно ведется работа по развитию образовательной информаци-онной среды вуза, укреплению материально-технической базы для активного использова-ния информационно-коммуникационных технологий в образовательной и научной дея-тельности вуза, по повышению квалификации преподавателей университета и учителей школ Республики Карелия в области использования ИКТ в учебном процессе, по разви-тию системы дистанционного обучения и разработке информационных образовательных ресурсов (ИОР).
Дальнейшая деятельность вуза в области использования ИКТ в процессе обучения, в научно-исследовательской деятельности , а также в процессах управления университе-том будет осуществляться в следующих направлениях
4.9.1. Развитие корпоративной сети КГПУ
1) Создание и развитие локальных вычислительных сетей (далее - ЛВС) корпусов и общежитий КГПУ, в том числе:
создание и подключение новых рабочих мест, необходимых для реализации учебно-го процесса в компьютерных классах, на кафедрах, в научных лабораториях и других подразделениях КГПУ;
модернизация устаревших сегментов ЛВС в корпусах КГПУ;
создание ЛВС общежитиях КГПУ;
создание ЛВС в филиалах КГПУ;
создание зон беспроводного доступа к сетевым ресурсам.
2) Развитие центрального телекоммуникационного узла корпоративной вычисли-тельной сети (далее - КВС) КГПУ, в том числе:
обновление парка общеуниверситетских серверов и сетевого оборудования;
расширение спектра предоставляемых сетевых и мультимедийных (потоковое аудио, видео) сервисов;
создание системы мониторинга сетевых ресурсов КВС КГПУ;
создание системы учета Интернет-трафика.
3) Создание системы обслуживания корпоративной телекоммуникационной сети университета
4.9.2. Программно-техническое обеспечение образовательного процесса, на-учных исследований и управления вузом
1) Создание технологического комплекса компьютерных классов КГПУ, в том чис-ле:
- создание класса для дистанционного обучения (ДО) на 10-15 рабочих мест;
- увеличение количества компьютерных классов (на каждом факультете);
- оборудование лекционных аудиторий мультимедийным и компьютерным оборудо-ванием, в том числе мобильными классами;
2) Лицензирование программного обеспечения (далее - ПО), используемого в учебном процессе и научных исследованиях, в управлении вузом, в том числе:
- сетевого ПО;
- основного системного и прикладного ПО;
- специализированных графических пакетов;
- программной среды для организации дистанционного обучения;
- программной среды Oracle (для создания новых версий сервера данных, сервера приложений, средств разработчика интегрированной информационно-аналитической системы (далее - ИИАС)).
4.9.3.Внедрение автоматизированной системы управления вузом
Внедрение интегрированной информационно-аналитической системы для управле-ния вузов на платформе системы управления базами данных Oracle предусматривает в процессе реализации программы развития КГПУ введение в действие:
Комплекса "Учебный процесс";
Комплекса "Административный".
4.9.4. Информационно-методическая поддержка учебного процесса, научных исследований
1. Создание условий для разработки и организационно-методическая поддержка программ и учебно-методических материалов с целью подготовки студентов педагогиче-ских ВУЗов в области использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
2. Содействие изменению практики методической подготовки студентов (будущих учителей) в вузе за счет включения в учебный процесс:
дисциплин, направленных на освоение студентами методов использования ИКТ и учебно-методических комплексов, разработанных и разрабатываемых в рамках Фе-деральной целевой программы "Развития единой образовательной информацион-ной среды" (Минобрнауки РФ), а также в рамках проектов Национального фонда подготовки кадров "Инновационный проект развития образования" и "Информати-зация системы образования";
методических разработок в области педагогического проектирования учебных ма-териалов в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды;
инновационных педагогических технологий с использованием ИКТ.
3. Создание условий для обучения студентов (будущих учителей) и преподавателей эффективным приемам модификации и адаптации ИКТ для решения возникающих перед ними педагогических задач, умению адаптировать ИКТ в процессе подготовки к урокам.
4. Содействие углубленной подготовке части студентов и аспирантов в области пе-дагогического проектирования цифровых учебных материалов и построения учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды (с использованием сущест-вующих учебных сред и/или средств разработки общего назначения).
5. Разработка программ, организация и проведение курсов повышения квалифика-ции преподавателей и сотрудников КГПУ, а также работников образования региона.
6. Распространение и обобщение опыта по использованию ИКТ в образовательном процессе.
7. Использование ресурсов Центра информационных технологий КГПУ в качестве демонстрационной площадки по применению новейших разработок в области использо-вания ИКТ в учебном процессе для работников образования региона, а также в качестве базы для распространения этих разработок в практической деятельности образовательных учреждений региона.
8. Создание каталога ЦОР на базе классов открытого доступа и Лаборатории Циф-ровых образовательных технологий и учебного телевидения КГПУ.
4.9.5. Развитие системы дистанционного образования
- разработка сетевых учебно-методических комплексов, обеспечивающих дистанци-онное обучение по специальностям КГПУ;
- создание систем тестирования знаний по дисциплинам специальностей КГПУ и школьным предметам;
- создание комплекса дистанционных курсов для системы повышения квалификации преподавателей и сотрудников КГПУ, работников образования РК,
- создание ресурсов для расширения спектра платных образовательных услуг, разви-тия открытых форм дистанционного обучения.
4.9.6. Развитие полнотекстовой электронной библиотеки
- наполнение электронной библиотеки изданиями КГПУ;
- развитие электронных библиотечных сервисов
4.9.7. Организационно-методическая поддержка
1. Подготовка аспирантов и некоторых студентов в качестве специалистов по от-дельным видам работ: фотограф, оператор (видеосъемка), оператор видеомонтажа, звуко-оператор, режиссер, веб-дизайнер, специалист по компьютерной графике и т.д.
2. Организационно-методическая поддержка преподавателей и сотрудников, разра-батывающих и внедряющих в образовательный процесс вуза учебно-методические мате-риалы с использованием разработанных ЦОР, разработка различных методик создания ЦОР.
3. Восстановление и совершенствование кабельной системы цифрового телевиде-ния вуза.
4. Создание образовательных цифровых видеоматериалов для обеспечения учебно-го процесса.
4.10. Развитие инновационно-производственной деятельности
1. Создание на базе лаборатории физики наноматериалов республиканского науч-но-образовательного центра наноиндустрии (исследования в области наноматериалов, разработка программ для профильной школы по вопросам наноиндустрии, организация производственной практики студентов, учебной практики школьников, разработка учеб-ных материалов, включая цифровые образовательные ресурсы);
2. Создание на базе факультета технологии и предпринимательства научно-методического и консультационного центра бизнес образования и предпринимательской культуры;
3. Организация и проведение Республиканских педагогических чтений по иннова-ционной деятельности руководителей сельских школ;
4. Организация и проведение Республиканского лагеря "Юный педагог" с целью профессиональной ориентации сельских школьников;
5. Создание и поддержка научно-методических сайтов "Виртуальная педагогиче-ская практика"; "Лаборатория педагогического проектирования";
6. Расширение возможностей дистанционного повышения квалификации и про-фессиональной переподготовки руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений Республики Карелия;
7. Дальнейшая поддержка и развитие Научно-методического центра этнокультур-ного образования и обучения родному языку (карельский, вепсский, финский);
8. Участие университета в проекте Фонда "Новая Евразия" "Общественно актив-ные университеты России" путем создания и обеспечения эффективного функционирова-ния Института региональной социальной политики.
4.11. Развитие международного сотрудничества
Университет развивает международное сотрудничество в рамках прямых догово-ров с зарубежными вузами-партнерами в Финляндии, Швеции, США, Франции, Норвегии, Великобритании, ФРГ.
Деятельность университета в рамках двухстороннего обмена включает в себя про-ведение совместных научных исследований по проблемам совершенствования профес-сиональной подготовки педагогических кадров, непрерывного экологического образова-ния, разработки национально-регионального компонента содержания дошкольного, обще-го среднего и высшего профессионального образования, стажировки преподавателей и студентов по различным специальностям, проведение учебных занятий и чтение кратких лекционных курсов, организацию педагогических и полевых практик, проведение совме-стных научных семинаров и конференций и т.п.
Университет участвует в международных проектах различных международных ор-ганизаций, программ и фондов. С мая 2001 года университет является ассоциированным членом международной организации ЭкоНет-Европа. C 2003 года кафедра географии вы-ступает партнёром университета Йоэнсуу в ТАСИС проекте "Border research: EU and Rus-sia".
Реализуются индивидуальные конкурсные программы обучения, стажировки, на-учной работы, университет стремится предоставить студентам возможность включенного обучения за рубежом. В университете в течение многих лет постоянно работают зарубеж-ные преподаватели, в том числе на постоянной основе. Например, из университетов США, Финляндии, Швеции. В университете действует Совет по международному сотрудничеству.
Руководство университета рассматривает организацию международного сотрудни-чества в области науки и образования в Северном Приладожье как стратегическое направ-ление развития КГПУ на 2008-2012 гг., приграничных территорий в целом. Данная страте-гия руководства университета поддерживается и Администрацией местного самоуправле-ния г. Сортавалы, и нашими финскими партнерами - Университетом Йоэнсуу и Институ-том экологического образования в Рантасалми.
Основное внимание руководства и финских и российских партнеров будет направ-лено на расширение взаимовыгодного сотрудничества через создание сетевого взаимодей-ствия вузов партнеров по обе стороны границы - Карельского государственного педаго-гического университета, Мурманского государственного педагогического университета и Выборгского филиала Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, с одной стороны, и Университетов Йоэнсуу, Рованиеми и Оулу, ? с дру-гой.
В 2008-2012 гг. будет продолжена практика проведения традиционной педагогиче-ской практики для студентов Университета Йоэнсуу в Лингвистической гимназии № 17 г. Петрозаводска и обучающая поездка школьников из гимназии Йоэнсуу, изучающих рус-ский язык, в г. Петрозаводск.
4.11.1 Основные проекты международного сотрудничества на 2008-2012 гг.
1) Образование без границ (дистанционная поддержка повышения квалификации учителей сельских малокомплектных школ);
2) Лидерство в образовании (директора школ, аспиранты, студенты);
3) Трансграничный университет (магистерские программы "Социальная работа", "Информационные системы");
4) Экологическое образование школьников по обе стороны границы;
5) Сетевое взаимодействие образовательных учреждений Республики Карелия и Восточной Финляндии.
4.12. Совершенствование системы управления университетом
В соответствии с изменениями Российского законодательства, определяющими переход системы высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку, и в связи с введением в действие нового Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в Карельском государственном педагогическом университете планируются следующие изменения в структуре вуза:
- ликвидация Североладожского представительства и создание на его базе Центра профориентационной и инновационной деятельности;
- объединение подразделений, реализующих программы дополнительного образования, посредством централизации деятельности в сфере довузовской и послевузовской подготовки на факультете дополнительного образования;
- организация мониторинга качества образовательных услуг и совершенствование управления процессами под руководством отдела управления качеством образования;
- создание Учебно-методического совета КГПУ с целью координации и оптимизации методической работы в университете.
Проведение регулярного и детального анализа различных аспектов деятельности, слабых и сильных сторон, выявления новых тенденций, потенциальных угроз и перспектив развития позволяет принимать оперативные меры управления. Решение в комплексе управленческих мероприятий невозможно без использования средств математического моделирования, создания и поддержания системы баз данных, развития системы планирования и прогнозирования, создания систем поддержки принятия решений, что требует постоянного использования интегрированной информационно-аналитической системы управления ( ИИАС) КГПУ. В 2008 г. будет осуществлен ввод ИИАС, связанный с переходом на современные программно-аппаратные средства, разработкой модулей управления финансово-экономической и хозяйственной деятельностью, поддержки принятий решений для руководства университета. Данная работа ведется на основе оригинальных математических моделей, проведения регулярных опросов студентов, преподавателей и сотрудников, расчета и использования в оценке деятельности кафедр, факультетов и подразделений рейтинговых показателей и т.п.
Одна из самых острых проблем, которая возникает в процессе реформирования деятельности вуза, появления новых подразделений и структур - это проблема подготовки квалифицированных руководителей подразделений, менеджеров, разработчиков системы управления, специалистов в области проектной и инновационной деятельности. Для решения этой проблемы в КГПУ разработана и реализуется Программа повышения квалификации управленческого персонала и кадров в области инновационной деятельности. С этой целью поддерживается участие руководителей структурных подразделений в курсовой подготовке в области инновационной деятельности.
В 2008-2012 гг. планируется реализовать ряд мероприятий по совершенствованию системы управления КГПУ:
1) развитие системы стратегического планирования деятельности университета, планирования деятельности подразделений и контроля за исполнением принимаемых решений;
2) совершенствование структуры управления КГПУ с целью нахождения оптимального баланса между централизацией и децентрализацией на различных уровнях управления;
3) совершенствование системы управления качеством обучения;
4) совершенствование механизма взаимодействия между ректоратом, Ученым советом, Советами факультетов, кафедрами и подразделениями, повышение уровня самостоятельности факультетов и их ответственности за качество подготовки специалистов;
5) совершенствование учета и контроля финансово-экономической деятельности, разработка гласных процедур проектирования и утверждения консолидированного бюджета университета, контроля за его исполнением;
6) развитие интегрированной информационно-аналитической системы управления университетом, проведение регулярного анализа результатов деятельности университета и его подразделений;
7) повышение мотивации управленческого и педагогического персонала, укрепление чувства ответственности преподавателей, сотрудников и студентов;
8) повышение квалификации преподавательского состава университета, развитие системы переподготовки управленческих кадров, подготовка менеджеров для университетского управления;
9) реорганизация и оптимизация управления документооборотом;
10) реорганизация и оптимизация системы закупок и материально-технического снабжения университета.
4.12.1. Социальная поддержка студентов, преподавателей и сотрудников, улуч-шение условий труда и учебы
В соответствии с коллективным договором, заключенным между работодателем и трудовым коллективом в декабре 2007 года, соглашением между администрацией универ-ситета и профсоюзной организацией студентов планируется осуществить следующие ви-ды социальной поддержки сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов КГПУ:
1. Социальная поддержка студентов:
- составление программ работы с семейными студентами: "Игровая комната в сту-денческом общежитии", "Семейный блок", "Семейный лагерь на базах университета";
- cоциальная поддержка студентов, проживающих в общежитии: адресная матери-альная помощь, комнаты для родителей, улучшение бытовых условий проживания (стиральные машины на этаже, мобильный компьютерный класс);
- организация спортивной уличной площадки: волейбол, баскетбол, футбол;
- оформление цветочного газона для отдыха пред общежитием (ул. Промышленная, 9).
2. Социальная поддержка сотрудников, преподавателей:
- обеспечение условий для санаторно-курортного и профилактического лечения в санатории-профилактории КГПУ;
- выделение адресной материальной помощи по личному заявлению работников;
- создание групп здоровья для сотрудников, преподавателей и предоставление воз-можностей для занятий;
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
- организация выездных зимних лагерей для сотрудников на базы КГПУ;
- предоставление возможности отдыха в осенне-летний период на базах КГПУ;
- предоставление комнат отдыха в учебных зданиях на КГПУ для преподавателей межфакультетских кафедр;
- выделение средств на приобретение абонементов для посещения водноспортивного комплекса "Акватика";
- оказание поддержки в обновлении деятельности хора сотрудников и преподавате-лей, ветеранов;
- оформление зоны отдыха во дворах университета (ул. Ленина, 29; ул. Пушкинская, 17; ул. Герцена, 31-б)
3. Социальная поддержка аспирантов:
- предоставление помещения для занятий и встреч с научными руководителями, ос-нащенных компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет;
- выделение средств на приобретение абонементов для посещения водноспортивного комплекса "Акватика";
- оказание адресной материальной помощи по личному заявлению;
- издание сборника работ аспирантов один раз в два года;
- предоставление возможности получения информационных услуг в соответствии с "Правилами пользования научной библиотекой КГПУ";
- предоставление комнаты в общежитии иногородним аспирантам;
- создание Программы "Дети аспирантов".
4. Социальная поддержка ветеранов педагогического труда, ветеранов труда, ве-теранов Великой Отечественной войны:
- организация и проведение музыкальных и культурных вечеров;
- организация и проведение праздничных мероприятий, посвященных 9 мая, Дню пожилого человека, Новому году, Дню учителя;
- адресная материальная поддержка;
- предоставление возможности отдыха в летний период на базах КГПУ;
- обеспечение условий для санаторно-курортного и профилактического лечения в санатории-профилактории КГПУ;
- поддержка Клуба ветеранов педагогического труда.
В процессе реализации программы развития КГПУ планируется:
1) увеличение доли расходов на социальную поддержку преподавателей, сотрудни-ков, ветеранов, аспирантов, студентов;
2) создание (оформление) выставочного зала для творческих работ преподавателей, сотрудников, аспирантов, студентов;
3) составление целевой Программы университета по развитию форм социальной поддержки сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов.
Последнее обновление: --