Главная страница

 Эссе на тему: Судьба человека. (По фильму Р.Поланского «Пианист»)

 

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущем в ладу.

А.Твардовский.

 

В наше бешенное время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями, преуспеванием и наживой, когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровни жизни населения: когда наркотик телевизионного экрана притупляет светлость чувств и ощущение неповторимости собственной жизни. Но и не теряет остроту погони за благами и жажду владеть всем, что представлено как «необходимое каждой семьи»- так трудно остановится и трезво рассудить, куда идет страна и человечество, вспомнить уроки истории и осознать, что не хлебом единым жив человек.

Главный герой фильма Романа Поланского «Пианист» Владек Шпильман-еврей, прекрасный и известный пианист. Он жил в хорошо обеспеченной семье евреев. Его сестры, брат, отец, также как и он, сам, были людьми талантливыми, образованными, живущие в Польше. Владек был узнаваем, его уважали как пианиста, так и человека.

Ни для кого не секрет, что немцы разными способами просто уничтожали евреев, они обращались с ними крайне жестоко и зверски. И нашему герою не удалось этого избежать только потому, что он еврей. Ему пришлось через многое пройти: антисемитизм, гетто, смерть близких унижение и оскорбление. Он видел, как убивают калек, которые не могли встать, их просто выбрасывали с балкона или приказывали людям бежать и как бы при попытке к бегству их расстреливали.

Жизнь в гетто была ужасна. Например, его семья продала дорогую вещь за 20 злотых, и смогли купить на эти деньги всего лишь одну конфету, разделив её на всю семью. Кто-то зарабатывал на горе людей, а кто-то влачил жалкое существование. Пианисту приходилось скрываться, сидеть целыми днями в квартире и бояться, как бы его не обнаружили немцы. Он жил в пустой квартире, обросший и всеми забытый и покинутый. Муза давно покинула его. Главное в его жизни было выжить. Голод мучил его. Простая банка старых соленых огурцов для него было спасением.

Но даже в этих античеловеческих условиях находились люди, чтобы протянуть руку помощи, понимая, что за эту помощь они будут расстреляны нацистами. Только один человек пианист остался из варшавского гетто и немцы об этом не знали. В этих античеловеческих условиях ему помогает выжить человек, работающий на нацистов, Именно благодаря этому человеку он не был отправлен в Треблинку, как вся его семья. Судьба даровала ему право на жизнь.

Если бы не его талант великого пианиста может быть его везучести пришел бы конец. Его встретил немец, который был потрясен игрой великого польского пианиста и для него, немца было неважно, кто играл музыку еврей или истинный ариец. Так немец спасает еврея.

Этот фильм оставляет сильное впечатление в душах людей заставляет задуматься, что каждый человек участник истории. И поэтому его не могла не коснуться ни война, ни гонения евреев, ни фашизм. Нынешнее поколение, увы, думают, что фашизм исчез с лица земли и все раны от фашизма и войны залечены. Мы обязаны помнить об опасности фашизма, обязаны помешать его реставрации в новых формах. Должны понять, что любой фашизм-угроза человеческому достоинству и право на свободу, он безбожен, кровожаден, поэтому изобретает самые изощренные формы разрушения цивилизации и убийства человека.

 

Родионова Светлана, СОШ №-1, ученица 11-А.

 

                           

 

Эссе на тему: Судьба человека.

 

Каким 20 век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они другие? Другой расы, другой крови, другого социального класса…

Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами своих близких за националистические идеи. О Холокосте стараются забыть, словно это пустой звук в истории, но документы, фильмы, свидетели не дают похоронить в памяти людей это Всесожжение.

Одним из таких фильмов является «Пианист» Романа Поланского. Он вызвал у меня чувство моральной, какой-то внутренней, душевной боли, которую гасили эмоции и негодование. Существование евреев в гетто было просто невыносимым. Существование потому, что это нельзя назвать жизнью. Их оградили высокими кирпичными стенами от внешнего мира, как будто они прокаженные, а ведь люди были просто другой национальности.

Главный герой фильма Владек обладал упорством, выдержкой, моральной силой, добротой, целеустремленностью, которые помогли выжить ему в эти трагические годы. Любой бы другой человек мог просто покончить жизнь самоубийством, только не терпеть того, что перетерпел Владек. Но он все достаточно вынес и остался жив. Кроме того, главную роль в его спасении сыграл его талант чудесная игра на пианино. Но не только это помогло ему выжить, но и люди, которые были не лишены доброты и сочувствия.

Ещё до переезда в гетто, евреев заставляли носить нарисованные повязки с синей звездой на белом фоне, чтобы они выделялись из общей массы, так проще было над ними издеваться. Нацизм Гитлера дошел до того, что евреям было запрещено сидеть в общественных местах и даже ходить по тротуару. Несмотря на все это, еврейский народ свято верил в то, что это ненадолго.

Тридцатого октября 1940 года людей депортируют в гетто. И тут начинается настоящий кошмар. Из квартала для евреев выйти очень трудно, практически невозможно, но за пределами гетто выжить еще труднее. Нацисты творили что хотели. Они устраивали облавы, выгоняли семьи на улицу и расстреливали всех членов семьи при этом громко смеясь. Так же они хватали людей на улице и увозили, но куда, никто не знал. Это уже стало известно потом: людей отправляли в лагеря смерти и убивали в газовых камерах. Заставляли танцевать инвалидов, это доставляло им огромную массу удовольствия.

Голод мучил жителей гетто. Людям нечего было есть они бросались друг на друга из за куска хлеба и миски каши. Но когда вся еда заканчивалась они пытались утолить голод каплями воды. Городские жители знали людей гетто и их голодное существование, поэтому часто из города бросали какую-нибудь еду через стену гетто.

Нацисты опускались до того, что снимали с трупов золотые коронки, отрезали волосы, снимали с трупов еще пригодную одежду. Жестокоси и безнравственности не было границ. Люди   не могли поверить, что их могут   истреблять. Они жили в гетто и были ограждены от остального мира в них зрело чувство протеста против нацистского оккупационного режима. Варшавское гетто выступило в апреле 1943 года. В истории это событие получило название восстание в гетто, которое жесточайшим образом было подавлено нацистами.

Теперь неонацисты и неофашисты спрашивают: «Вы о чем? Разве был Холокост?» Они  не хотят вспоминать об этом, они думают, что война все спишет…Холокост преступление, прикрытое войной. Холокост не только прошлое, о котором стоит только забыть, и он вполне может стать будущим.

 

Барышнева Наталья, СОШ №-1, ученица 11-А класса.

 

 

 

 

Эссе на тему: Судьба человека (по фильму Р. Поланского «Пианист»).

 

С самого начала второй мировой войны, то есть с 1939 года и до самого конца Польша была местом массового уничтожения людей. В этой стране нашли место такие понятия как: гетто, антисемитизм, коллаборационизм, фашизм и т.д. Можно с уверенностью сказать, что с начала войны прекратилась жизнь, превратилась в одно лишь существование, но даже его были достойны немногие. Я не хочу упоминать цифры убитых и умерших от голода, от болезней, убивших себя, тех кто просто не вынес этих нечеловеческих условий. Таких были миллионы.

Вся Европа содрогнулась от запредельной жестокости фашизма, от этой огромной силы, которая успела унести жизни многих людей. Польша была местом, куда сгоняли евреев со всех европейских стран. Именно там находились самые крупные лагеря массового уничтожения такие как: Освенцим, Треблинка, Собибор, Хельмно,-эти названия мало чего могут рассказать нам. Можно лишь представить страдания и ужас царивший в них. Это нельзя просто забыть, стереть. То страшное время надо помнить, помнить для будущего.

Судьба одного польского еврея показана в фильме «Пианист». Самое страшное это то, что после просмотра, понимаешь: «А ведь в нем нет преувеличений, скорее многое было не показано, упущено». Сейчас те события кажутся адом. Остается лишь удивляться, на что способен человек: как одни смогли выжить и пройти через это и как другие создали этот кошмар.

Главный герой фильма Владислав Шпильман простой еврей проживший со своей семьей, в столице Польши, Варшаве. Судьба его сложна, на протяжении фильма удивляешься его стойкости. Сколько раз он оказывался на краю смерти. Он и все евреи существовали между жизнью и смертью, всё что у них было это они сами, но распоряжаться собой они не могли. В фильме мы видим то место, тот небольшой участок земли, куда сгоняли всех евреев и отгораживали высокой стеной, как прокаженных. Гетто было их новым домом. Там они были вместе, но беспомощны и бесправны. Они в первую очередь были евреями, а не людьми. Голод, страх, безвыходность, жестокость, неизвестность и смерть,-вот что можно сказать о гетто. С гетто евреев толпами везли в лагеря, где уничтожали. Всю административную работу и контроль за перевозками людей осуществляла еврейская полиция. Один из таких людей помог главному герою избежать концлагеря. Неимоверных усилий стоило ему жить дальше: ждать конца и работать на тех, кто сделал его рабом.

Один, без семьи, без право на жизнь. Кто ему поможет? Он цеплялся за каждую возможность, помощь друзей-поляков вот что спасает его во второй раз. Переждать. Стать незаметным-единственный шанс выжить. И его  убежищем становится квартира рядом с гетто. На его глазах фашисты истребляют последних еврейских жителей, оставшихся в гетто. Несмотря на чувство отчаяния и страха, навсегда поселившееся в его душе, ему не дает покоя мысль: «Почему я здесь, мне надо быть с ними, остаться и сражаться до последнего». В этих условиях лучше не думать- мысли рвут на части, лучше ждать, надеется, хотя надежда слишком недосягаема. Даже самый верующий, в подобной ситуации, разочаруется в существовании высших сил, способных уберечь, защитить от зла. Но Владек Шпильман не сделал: он жил, когда голод заполнял его тело, жил, когда никто и ничто не могло ему помочь только музыка, вот что осталось, воображая, он слышал её, ударяя пальцами по воздуху, исполняя Шопена.

Ни голод, ни страх не смогли уничтожить музыку в его душе. Мы видим, как он превращался в одну лишь тень от человека, глаза, перед которыми стояла смерть, казалась никогда не обретут былой блеск. Ожидание, что может быть хуже, но он справился, заточая себя в четырех стенах, вручая жизнь в чужие руки, стараясь остаться незамеченным. Любой промах мог стоить ему жизни. Еврей не достоин ходить по одной земле, дышать одним воздухом с немцами. Но всё имеет свой конец. Наш герой слишком много пережил, чтобы сдаваться сейчас, когда спасение близко-польское восстание в гетто. Появилась надежда, а где надежда там и страх, всё снова обретала смысл. Дождаться конца, выжить-вот главная задача. Немцы отступают, разрушая всё за собой. Город в руинах и нет никакого шанса выжить. Любая крошка могла быть спасительной, но её нет.

И что же? Никто иной, как враг-немец помогает Владеку. После всего увиденного, подобный гуманный поступок со стороны немца кажется чудом. Неужели кто-то из них верит в Бога? Чуткий немец понял кто перед ним, и понял это, услышав, как Владек играет на рояле, он восхищен его игрой, он помогает, когда сам уже в опасности.

Что же это? Режиссер как бы мельком показывает фото семьи на рабочем столе. Невольно мы меняем свое отношение, а увидев отчаяние и страх его в конце фильма, начинаем его жалеть. Жалел о невозможности помочь и Владек. Он прошёл через весь ужас войны, потерял семью, потерял покой. В сердце его навсегда останутся голоса убитых, их лица. Забыть такое невозможно. Но теперь его пальцы могут спокойно опускаться на клавиши, звук перестал быть его врагом, на глазах его слезы, мы видим улыбку на его лице. Он смог спрятать это и смог жить дальше. Этот фильм основан на реальных событиях, на реальной судьбе, остается только удивляться человеческим возможностям, силе духа и выносливости. Самое трудное найти силы жить и бороться когда вокруг одна смерть и помощи ждать не откуда.

Фашизм, нацизм и всё отсюда вытекающее огромное социальное зло. Однажды оно нашло себе место в нашей жизни и принесло большие страдания, последствия его неизмеримы. Мы не должны забывать о тех временах, напротив, об этой черной странице нашей истории надо говорить, её надо показывать. Это важно для будущего, чтобы люди снова никогда не обратились к подобным взглядам и методам.

 

Новожилова Женя, СОШ №-1, ученица 11 класса

 

 

Эссе по проблеме: Человек в условиях оккупации (по фильму Поланского «Пианист»).

 

 

    Недавно в кинотеатрах вышел новый фильм «Пианист». Фильм о Великой Отечественной войне, вернее о самом её начале, когда войска Германии вошли в Польшу и захватили город Варшаву. В нём описывается судьба простой семьи, которая попала в условия оккупации. Честно говоря, меня удивило то, что, фильм снят в наши дни, когда зрители ходят только на картины производства США. Этот факт свидетельствует лишь о том, что ещё жива память о войне, о тех последствиях, которые она оставила уходя, ещё сохранились у людей в памяти лица тех, которых уже давно с нами нет. Можно лишь сказать слова благодарности режиссёру, который напомнил в очередной раз, что мы должны учиться на своих ошибках, анализировать обстоятельства, которые способствовали их совершению, во избежание повторения того, за что придётся расплачиваться ещё долгие годы. На мой взгляд, все фильмы про войну преследуют эту цель. Очень важно. Чтобы этот фильм был показан не только в кинотеатрах, в которые не каждый может позволить себе пойти, а по центральному телевидению, тогда его посмотрят гораздо больше человек. Но всё-таки его не посмотрят те, от которых непосредственно зависит политика страны, т.е., проще говоря, быть войне, или не быть – вот в чём вопрос. У них как всегда не найдётся достаточно время для просмотра. Они, наверно вспоминают про эти события только первого мая перед телекамерами, когда надо сказать что-то умное, чтобы поднять себе рейтинг.  Конечно, это моё сугубо-личное мнение, наверно, среди этих народных избранников есть достойные личности, которые никогда не допустят таких ошибок.

    Теперь перейдём непосредственно к фильму и рассмотрим проблемы, которые поднимает режиссёр. Здесь, конечно, речь идёт о комплексе проблем, но все они имеют одно начало – враг поселился на захваченной им территории и начал устанавливать там свои порядки. Этого начала вполне достаточно, чтобы у захватчиков оказались в руках полномочия примерно такие же, как у Бога. Я говорю о власти над жизнью другого человека. Представьте, что вы кому-то просто не понравились, на первый взгляд обыденная ситуация, мы каждый день встречаем людей, которые нам не нравятся, но мы же не умеем права отдать приказ о расстреле этого человека или группы лиц, или чего доброго сами привести приговор в исполнение. Нам, цивилизованным людям, это кажется дикость и скорее этот закон из Свода Законов Джунглей, но никак не применим к людям. Нам всем знакомо это чувство. Когда, переезжая на новую территорию, мы начинаем изменять всё на свой вкус и лад. Примером может служить переезд на новую квартиру. Мы заходим, осматриваемся, нам это не нравится, и мы начинаем отдавать приказы что, где снести или куда поставить и так деле. Но при этом мы не начинаем ходить по соседям и … Но всё это было и, что самое страшное, будет, случись ещё одна война. А теперь я бы хотел посмотреть на проблему «освоения территории», показанной в фильме несколько с необычной стороны. И начать я хотел бы с вопроса, на который вы затруднитесь ответить объективно, т.к. не были в подобных ситуациях. А как бы вы повели себя на месте того, у кого в руках сосредоточена власть, вплоть до лишения жизни, не говоря уж обо всём остальном? Вели бы вы себя лучше, чем немцы в Варшаве?  Если вы затрудняетесь ответить, то я попробую сделать это за вас, тем более, что ответ может быть только один. «Нет, я бы никогда не стал поступать так, как поступали гитлеровцы в Варшаве. Это дико, аморально, бесчеловечно …», - ответите, вы и долго будете успокаиваться, не понимая какое отношение имел к вам этот вопрос ведь ответ очевиден. А я отвечу вам, что нет никаких гарантий, что вы не были бы хуже. «Человек, - как сказал Станиславский, - приспосабливается к предлагаемым обстоятельствам». Тем более что обстоятельства, если можно так сказать, на его стороне, т.е. он просто должен воспользоваться теми «благами» что ему предоставлены. Человеку вообще, как сказал Брильянт Эшли, для счастья надо «корку хлеба, крышу над головой и безграничную власть». Человек по своей сути очень легко привыкает к власти и хочет всё время больше и больше. Власти, как и денег, никогда не бывает много. Это как наркотик - попробовал раз и никогда не отвыкнешь. Вот почему я больше чем уверен, что каждый из нас, оказавшись в подобной ситуации, проявил бы себя так же по-зверски, как это сделали немцы. Поэтому ваш спешный ответ на поставленный мною вопрос не является объективным, или лучше сказать правильным. А ответом на этот вопрос может быть только пауза. Глубокая по своей сути и продолжительная по времени пауза, в течении которой человек должен представлять всю глубину заданного вопроса и, проанализировав себя, всё равно придёт к мысли, что он либо приспособился бы к предлагаемым обстоятельствам (т.е. делал бы тоже самое, а, может быть, ещё хуже, чем немцы), либо наложил на себя руки, не имея сил больше этого выносить.

    Теперь поговорим о проблеме пособничества и верности. В фильме присутствуют и те, кто перешёл на сторону врага, тем самым стал предателем, и те, кто помогал организовывать сопротивление и укрывал пианиста в своей квартире. Здесь тоже всё не так просто как кажется. Мы не в праве ставить на человеке клеймо предателя только потому, что он перешёл на сторону противника. Ему тоже существует много оправданий. Взять хотя бы простой человеческий страх перед чем-то, что сильнее его. Или же на примере мужчины – это опасение за свою семью, детей. И такой выбор неизбежно встанет перед каждым человеком, который окажется в подобной ситуации. А выбор этот может быть сделан легко только тем, у кого нет ни семьи, ни каких-то обязательств. Именно такие люди и составляли партизанские отряды во время войны. Но среди пособников тоже есть различные типы людей. Первый тип – это те, кто играет в ва-банк, т.е. кто присягнул на верность новому правительству и для кого «бывшие» свои стали врагами. И второй тип – те, кто помнит о тех, с кем был друзьями до войны. Этих людей мы не увидели в фильме, но знаем по другим фильмам, что они были. Этим людям легко приспособиться к окружающей обстановке, т.к. они занимают нейтральную позицию.

    Теперь вспомним эпизод, который без сомнения остался в памяти у каждого, кто посмотрел этот фильм. Я говорю об эпизоде в конце фильма, в котором главный герой, тщетно пытаясь открыть найденную банку, поднимает глаза и видит, что перед ним стоит немецкий офицер. Нам кажется, что сейчас произойдёт то, что по логике вещей должно произойти: пианиста расстреляют. Но здесь режиссёр задумал совершенно иную развязку. Почему эсэсовец не расстрелял пианиста, а принёс ему открывалку, отдал свою шинель и сказал о скором приходе русских в город. Отвечая на этот вопрос мы не должны забывать про то, что и среди врагов тоже бывают люди. Но на мой взгляд здесь не идёт речь о моральных качествах этого офицера. Тем, кто знает значение слова «офицер» достаточно просто сказать, что этот служивый был настоящим офицером. Это словосочетание значит, что этот человек знает неписанные правила военного кодекса, в которых говориться, что солдат, если же и воюет, то воюет только с такими же солдатами, а никак не с безоружными гражданами, детьми и женщинами. Этот солдат всё это знал и никогда бы себе не позволил поднять руку на беззащитных, но в бую с равными себе он страшен.

    И, подводя итог всему вышесказанному, я хочу сказать, что на примере этого фильма мы убедились, что даже на войне, где всё так ясно и понятно, не всё так просто от однозначно как оно может показаться. А уж если вы вздумаете обвинять кого-то в предательстве или ещё в чём-то, то попробуйте поставить себя на его место. И только после того, когда вы ответите сами себе на вопрос, который я задал вам вначале, вы уже не сможете обвинить кого-то, ибо тем самым вы обвините и себя. А это уже противоречит человеческой природе. Мы так уж устроены, что в любой ситуации найдём себе оправдание.

 

Костюнин Леонид, Ученик 11 класса МОУ «Державинский лицей».

 

 

 

Эссе на тему: «Судьба человека» (по фильму Р. Поланского «Пианист»)

 

Вторая мировая война началась первого сентября 1939 года вторжением войск нацистской германии на территорию Польши. Оккупировав Польшу, немцы приступили к созданию особых еврейских кварталов-гетто. Самым крупным было Варшавское гетто, образованное в октябре 1940 года в юго-восточной части польской столицы, где до войны проживала значительная часть еврейского населения. Туда, по приказу фюрера, до 31 октября 1941 года должны были быть переселены все евреи города. В Варшавское гетто попадает и главный герой фильма Романа Поланского «Пианист» Владек Шпильман.

Он талантливый мущзыкант-оказывается вместе с семьей, родителями, двумя сестрами и братом, в нечеловеческих условиях жизни в гетто. Жуткое, умышленно созданное переселение (численность обитателей Варшавского гетто достигла 400 000: один человек на 7,5 квадратных метров) неизбежно приводило к вспышкам эпидемических заболеваний (в первую очередь тифа), постоянная нехватка еды (нормой немцы объявили 200 калорий в день) и топлива, которое даже стали называть «черным жемчугом»-все это приводило к тому, что резко возросла «естественная смертность». В 1941 году каждый десятый житель Варшавского гетто умер от голода или болезней. Не было никакой медицинской помощи: не хватало лекарств и оборудования. Люди не жили, а существовали. Они были лишены материальных благ, всех прав и защиты государства, но кроме этого они вынуждены были работать на нацистов, терпеть от них всяческие унижения и притеснения. Я думаю, что в таких условиях было подвигом то, что обитатели гетто не прекращали культурную жизнь, столь необходимую для поддержания морального духа людей.

В варшавском гетто был детский хор даже дети находили в себе силы жить в ужасающих условиях. Концерты и театральные представления давались до тех пор, пока музыкантов и актеров не депортировали в концлагеря. Это получило отражение в фильме-Владек играет на пианино для обитателей гетто и тем самым дает им силы жить и бороться в очень трудное для них время.

Важно, что люди, попавшие в жуткие условия жизни не падали духом и оставались людьми несмотря ни на что, старались поддержать и помочь друг другу. Так, например, в одной из сцен фильма Владек пытается спасти ребенка, которого убивают немцы, он пытается остановить их, взывая к их человечности.

«Что же вы делаете?! Это ведь ребенок!» Но солдаты Гитлера глухи к его крику. Спасти ребенка Владеку не удалось. Но важно, что он не пошел мимо, безразличный и безучастный к происходящему только потому, что всем сейчас плохо и жестокость стала распространённым явлением. Школы, театры, представления, даже сам факт того, что жители гетто выживали, можно уже назвать героизмом, по мнению многих историков. Это было формой сопротивления нацистскому оккупационному режиму.

Ещё до заключения евреев в гетто нацисты проводили жесткую антисемитскую политику: евреи объявлялись вне закона, им было официально запрещено гулять в парках, садиться на скамейки, ходить по тротуарам, посещать кафе, рестораны, общественные места. Как справедливо замечает Владек: «Нам осталось только стоять и говорить, пока нам и этого не запретили». Вскоре евреев заставили носить синюю «звезду Давида» на белом фоне. Игнорирование этого приказа каралось очень жестоко, часто расстрелом. К высшей степени дискриминации прибавлялось ещё и безнаказанное насилие ударить еврея просто так, «в честь Нового года», было обычным делом.

Местное население быстро убедилось в полном бесправии своих еврейских соседей при оккупационном режиме. Евреев ещё не заставляли носить отличительные знаки, их ещё не загнали в гетто, а многие уже издевались над ними, бесцеремонно выгоняли из очередей за хлебом. Находились и такие, кто охотно участвовал в убийствах, присваивал имущество убитых, а иногда и ещё живых евреев. В фильме есть эпизод, когда семья Шпильманов продает пианино. Продает за бесценок, ведь кто же купит дорого пианино у еврейской семьи, которую вот-вот депортируют в гетто, которая всё равно будит, вынуждена его продать? Естественно, никто. Особенно в годы войны, когда стоимость вещей и продуктов стала несоизмерима их ценности, например, мальчик в фильме продает отцу Владека ириску за 20 злотых, а чуть раньше брат Владека продал книгу Ф.М. Достоевского за 3 злотых.

Коллаборационисты, то есть люди шедшие на сотрудничество с оккупантами, были и на территории самого гетто. Там существовали отряды еврейской полиции-юденраты,-поддерживающие порядок внутри гетто. Многие шли в такие отряды добровольно, остальных заставляли. Что же вынуждало евреев идти против своих же знакомых, друзей, да и просто товарищей по несчастью, идти на союз с нацистами? Возможно, они видели в этом единственный способ спасти свою жизнь. К таким людям сами евреи относились плохо, считая их предателями, но ведь многие шли в такие отряды по принуждению. И если каждый еврей в гетто отвечал за свои поступки сам, то на каждом еврее-коллабрационисте лежала ответственность за всех и, я уверена, им было тяжело и больно видеть страдания своего народа, они ни на секунду не забывали, что они тоже евреи, но что они могли сделать? Они помогали евреям с риском для жизни в меру своих возможностей, ведь если вспомнить, именно коллаборационист спасает Владека от верной гибели в газовой камере какого-нибудь лагеря.

В фильме отражено очень важное событие, имевшее большое значение не только для евреев, - восстание в Варшавском гетто. Долгое время евреи, бывавшие периодически в «арийской» части города, нелегко проносили оружие в мешках с едой, каждую минуту рискуя быть схваченными. 18 января 1943 года эсэсовцы вошли в гетто, чтобы депортировать оставшихся там евреев. Их встретили оружейным огнем. Это было полной неожиданностью для немцев. Несколько было убито, остальные в панике отступили. Гетто на несколько месяцев осталось в покое. Возобновилось сражение 19 апреля 1943 года, когда немецкие войска снова вошли в гетто. Немцы стали поджигать квартал за кварталом, вынуждая людей покидать укрытия. После этого их расстеливали. Бои в гетто продолжались целых три недели.

Ко времени восстания Владек Шпильман уже бежал из гетто. Он скрывался у разных людей, которые надежно прятали и кормили его, рискуя своей жизнью. Ведь за любую помощь евреям немцы расстреливали всю семью. Рисковать своей жизнью намного легче, чем жизнью своих родных и близких. Таких людей, которые прятали евреев от нацистов, называли «Праведники Народов Мира». Несмотря на грозящую опасность, они открывали двери голодным, замученным, грязным часто раздетым и испачканным кровью людям. Благодаря таким людям выжил Владек.

Когда он остался один, он вновь вынужден был искать укрытие, он спрятался на чердаке, где его случайно обнаружил немецкий офицер. Но он не убил его, а, напротив помог выжить в самое трудное время для Владека.

Так или иначе, но Владек Шпильман выжил. Он прошел через всю войну, через унижения, через гетто, через смерть семьи, через голод и лишения. Он сумел выжить и сохранить в себе человека, что было самым главным в идеологической войне против целого народа.

Я думаю, этот фильм никого не может оставить равнодушным, на меня он произвел очень сильное впечатление-судьба одного человека отражает судьбу целой нации, всего еврейского народа. Через описание жизни Владека можно узнать о жизни миллионов евреев, цыган, славян, оказавшись жертвами нацистского террора. Этот фильм открывает малоизвестную страницу второй мировой войны страницу геноцида против еврейского народа.

 

                    Поцелуйко Владлены, СОШ №-1, ученица 11-А класса.

 

 

 

Эссе на тему: Судьба человека в условиях оккупационного режима (по фильму Р. Поланского «Пианист»)

 

    Мне кажется, что фильм «Пианист» никого не оставит равнодушным. После просмотра фильма сразу становится понятно, почему он был удостоен премии «Оскар». Это действительно великолепный фильм. Стоит отметить, что человек напасавший сценарий не видел военных действий, но сумел точно, правдоподобно всё описать, ни одна сцена не наиграна. Фильм смотришь на одном дыхании.

    Конечно же, поражает жесткость немцев, в особенности по отношению к евреям, презрение к ним, как «низшей расе» переросло в ненависть превратила немцев в варваров, медленно и планомерно уничтожающих нацию.

    Главный герой фильма- Владек Шпильман известный польский пианист. Он-еврей и, кажется его судьба предрешена. Владек, как и многие другие не понимает, почему к ним так относятся, почему существуют запреты ходить по тротуарам вместе со всеми, гулять в парке. Но самое страшное впереди. По мысли нацистов все евреи должны жить в определенной части города. По приказу Фишера все евреи с вещами должны отправится в специальный квартал варшавское гетто. 400 000 тысяч евреев стали жить в варшавском гетто и этот квартал напоминает нам резервацию по национальному признаку.

    Владек потерял работу, у него совсем не осталось денег, а потом ещё и разлука с семьей. Единственное, что помогло ему - это любовь к музыке. Не случайно на протяжении всего фильма звучит музыка Шопена. И только, когда жизнь стала невыносима в голове Владека зазвучала музыка Бетховена, заставляющая его бороться за жизнь в невыносимых условиях оккупации. Где бы он не был, музыка всегда с ним. Роман Поланский показывает, что музыка вечена даже в условиях оккупации и помогает человеку обрести силы в борьбе за существование в этом аду.

    Даже в такое тяжелое для страны время Владек остается человеком, он не стал равнодушным ко всему, у него разрывалось сердце, видя мучения людей. Он не мог спокойно пройти мимо умирающего. Но изменить что-либо было не в его силах. Владек находился как бы в двух мирах: один мир-мир музыки напоминал ему о довоенной, мирной жизни, другой мир-это  мир войны, мир гетто, депортации и насилия. Он находился между прошлым и будущем, и музыка спасла его.

    Немцы показаны просто фанатиками своей теории «окончательного решения» еврейского вопроса, но даже среди них были исключения. Таким исключением стал немецкий капитан, благодаря которому Владек остался жив.

    В фильме рассказывается о человеке, прошедшем через сложный этап- войну. Война показана через судьбу конкретного человека в условиях оккупации. Сумев пережить весь ужас, потеряв родных и близких, он остался человеком. Поэтому после окончания войны он вновь стал дарить свою музыку людям.

 

Куйдина Анастасия МОУ «Державинский лицей», учащаяся 11 экономического класса.

 

  

Судьба человека в условиях оккупационного режима.

 

Страшное слово фашизм (а скорее нацизм) красной нитью проходит через весь фильм Р.Поланского «Пианист». Ужасные, бесчеловечные события, происходившие в Варшаве начиная с 1939 года, показаны реально и правдиво. Его невозможно смотреть без слез и чувства жалости к людям, оказавшихся жертвами оккупационной политики немцев и социального эксперимента «окончательного решения» еврейского вопроса. Невозможно спокойно наблюдать за тем, как издевались над евреями, понимать их беспомощность и безвыходность ситуации.

Они были куклами в руках немцев, их могли избить в честь праздника, заставить танцевать, когда нет сил даже стоять. Но самое страшное, что и сами евреи стали «звереть». Они забывали о том, что являются одним целым. Они радовались, если кто-то умирал, ведь становилось больше места, больше еды, работали в еврейской полиции и били своих родных палками.         

    В фильме показана судьба одного человека, но зритель видет полную картину всего происходившего. Что такое судьба одного человека, когда умирали тысячи! Фильм начинается и заканчивается одинаково: идет запись музыки Шопена на радио в исполнении Владислава Шпильмана. А что происходило до этого?! Это нельзя вспомнить, это надо забыть раз и навсегда, и не думать о том, как на твоих глазах умирали люди, как их убивали, а ты ничего не мог сделать, ты был бессилен. Только любовь к искусству, к жизни показана через музыку, ведь недаром главный герой фильма пианист. «Лунная соната» Бетховена звучит показывает бесконечное желание жить…пианист живет. Именно музыка спасает ему жизнь. Предает сил и не дает опустить руки.

Человечество должно учится на своих ошибках, и этот фильм является учебником жизни. История Варшавского гетто-это страшная, ужасная ошибка всего человечества. Но почему каждый из нас считает себя лучше других? Почему есть люди, которые слушают реп и которые слушают рок и между ними возникают конфликты, которые доходят до абсурда? Не приведет ли все это к новой Варшаве к новому фашизму? Не пора ли задуматься?

 

Власова Светлана, 10 гуманитарный класс МОУ «Державинский лицей»

 

 

 

Эссе на тему: «Судьба человека в условиях оккупационного режима (по фильму Р.Поланского «Пианист»).

 

С первых минут фильм «Пианист» оказывает огромное психологическое воздействие на зрителя. Он «пропитан» отчаянием и апатией, принесенными войной. Люди мечутся по улицам города, пытаются убежать от неизбежного - от горя и страха. Вряд ли найдется хотя бы одна семья, которую обошла эта мировая трагедия.

Можно много говорить о разных опытах нацистских захватчиков, но начало всего, пожалуй, не забудет никто. В кромешном аде войны оказались тысячи и миллионы людей, которые искали способ выживания в условиях оккупации. Одни становились пособниками, другие, оказывали сопротивление существующему режиму, третьи пытались выжить в концлагерях и в условиях оккупации. Так или иначе, но война меняла жизнь людей на 180 градусов и люди вынуждены были приспосабливаться к новой реальности. Шла борьба за существование.

Варшава – это первый город и первый большой социальный эксперимент третьего рейха по организации гетто. В сороковом году образуется еврейский квартал, в котором собрали всех евреев. Людей подвергали унижению и оскорблению только за то, что они люди другой национальности. Постоянные обыски и издевательства над мужчинами, женщинами и детьми. Война была испытанием, которая свалилась как гроза в темную ночь  для многих людей, меняя судьбу этих людей. Но были люди, сильные духом, готовые жить и сражаться в условиях оккупации. Один из таких людей Владислав Шпильман и его семья. Нацистам не удалось унизить и сломить дух этих мужественных борцов, решивших сломать этот кровожадный политический режим.

Однако с образованием еврейского квартала на территории Варшавы испытание на жизнь не закончилось. Да, нацисты отобрали у евреев все имущество, запрещали, им находится, в общественных местах, кланяться перед проходившим офицером. Жизнь становилась невыносимой. Гетто не могло долго существовать. По мысли идеологов третьего рейха еврейский вопрос должен быть решен окончательно и навсегда, так как «евреев считали разрушителями цивилизации ни на что не годящимся». Было решено, что все евреи должны пройти « школу лагерной жизни», где их ждала смерть в газовой камере.

Борцы начали сражаться с режимом. Образуются подпольные организации, готовые в любой момент нанести ответный удар по нацизму, надеясь, что польское сопротивление им в этом поможет (Ведь Польша первая страна, с которой началась вторая мировая война).

И вот, 12 апреля 1943 года оппозиция по отношению к оккупационным властям, после длительной подготовки, начинает проводить диверсионные действия на территории гетто, пытаясь прорваться через мощное кольцо оккупантов к свободе и мирной жизни. Плыть против течения всегда трудно и опасно, но в этом -  то и героизм варшавского сопротивления.

В этом восстании принимал участие (а скорее помогал готовить это восстание) Владислав Шпильман, талантливый пианист, но к своему несчастью он был евреем. Он чудом спасся от депортации в лагерь смерти Треблинку, куда была отправлена вся его семья.

Война диктовала свою логику жизни в условиях оккупации. Ведь самое ценное это человеческая жизнь, и когда человек поставлен в условия выбора между жизнью и смертью такой выбор, поверьте, делать непросто. Действовал низменный инстинкт – это инстинкт  страха за свою жизнь и поэтому множество людей становились либо пособниками и предателями, либо зарабатывали на жизнь грабежом и спекуляцией товаров первой необходимости.

Для меня не понятно, почему маленький мальчик продавал ириски, если мог их съесть сам, таким же непонятным оказался для меня поступок работника радио, который брал деньги и вещи у Шпильмана на еду. Может в этом маленьком эпизоде говорится о том, что в условиях войны каждый жил как мог.

На протяжении всего фильма звучит музыка Шопена, которую до войны прекрасно исполнял Шпильман. Музыка преследует великого пианиста и спасает его. По моему мнению, музыка в этом фильме символизирует ценности людей: свободу, самолюбие, любовь – все то, что пытаются лишить их нацисты. Все проходит только музыка остается вечной. Это звучит в фильме «Пианист» как антитеза война-музыка.

Именно великое воздействие оказывает музыка Шопена на немецкого офицера, который помогает Шпильману. Нацист понимает, через музыку смысл всех своих действий и поэтому заключительным аккордом звучат его слова: «Дай Бог на все это пережить».

Я считаю, что именно последний описанный мной эпизод является ключевым во всем фильме. Именно он показывает, что все устали от этой бесполезной, кровопролитной войны, которая должна закончиться рано или поздно, ведь сама  мысль о глобальном господстве кажется бессмысленной и неосуществим.

 

 

Ивасько Дмитрий, 10 экономический класс МОУ «Державинский лицей»

 

 

 

КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ