ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ |
Международный фонд «Холокост» организовал ряд обучающих семинаров для педагогов образовательных учреждений по вопросам преподавания темы «Холокоста» в странах Восточной Европы. Основной целью семинаров является привлечение внимания преподавателей образовательных учреждений к изучению политики Холокоста и внедрение данной тематики в программы школьного курса. |
· Холокост на территории СССР (Смоленск) · Холокост на территории Польши (Освенцим, Варшавское гетто) · Проблемы преподавания Шоа в школе (Иерусалим) |
Я являюсь преподавателем истории. В марте 2004 года мне удалось побывать на образовательном семинаре в Иерусалиме, организованном московским фондом «Холокост» для преподавателей темы Катастрофы. Если говорить о подходах к нашей исторической дисциплине, то полагаю, что нужно искать какие-то новые инновационные технологии и особые программы. Сейчас я занимаюсь проблемами истории второй мировой войны. Одна из таких проблем - «Политика Холокоста и вторая мировая война». Открытие этой темы произошло на семинаре в Смоленске летом 2003 года, где участникам был показан фильм Г. Шахрая «Дети из бездны». Совершенно очевидно, что за военными действиями скрывается политика нацистского геноцида и судьба человека в условиях оккупационного режима. Это привело меня к мысли написания программы «Апокалипсис 20 века», для преподавания этой темы в своей школе. В ноябре 2003 года была поездка в Польшу, в Аушвиц, где я понял, что проблема Холокоста- это проблема мирового значения. Московский фонд «Холокост» ежегодно проводит международные конференции школьников по данной проблеме. Во втором международном конкурсе «Холокост: память и предупреждение» приняли участие на уровне региона три петрозаводские школы: Образовательная школа №-4, Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №-1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля, Муниципальное образовательное учреждение «Державинский лицей». Меня, прежде всего, интересовала, как тема Катастрофы преподается в институте в Яд Вашеме на израильской земле. Концептуально программа семинара для преподавания темы Катастрофы исходила из семи равнозначных блоков: вехи еврейской истории, евреи в междувоенный период, антисемитизм и нацистская идеология, гетто на оккупированных территориях, реакция мира на Катастрофу, дидактика преподавания, Катастрофа и мировое сознание. Именно такой подход показывает уникальность темы Катастрофы, ибо он рассматривает Катастрофу в контексте еврейской истории и показывает реакцию мира на эту трагедию. Более 18 лекций прослушали участники семинара по различной тематике, были организованы 3 практикума и 6 экскурсий. |
Иванов Валерий Сергеевич “Об итогах образовательного семинара в Иерусалиме” |
Открытие семинара началось знакомством с участниками семинара, которые делились опытом преподавания темы Холокост в своих школах. Интересно был организован практикум «Дилеммы еврейского руководства», подход к разноречивым источникам с точки зрения выбора поступков людей в условиях оккупации. Однако методика проведения такого практикума не была продумана до конца. Групповая работа предусматривает проблемные вопросы и межгрупповую работу. Мне кажется, что завершением подобного практикума мог бы стать вопрос альтернативности выбора. Очень важными в преподавании темы Катастрофы представляются следующие аспекты проблемы: Антисемитизм и нацистская идеология, гетто на оккупированных территориях, реакция мира на Катастрофу, арабский мир и Катастрофа. Очень интересна была и встреча с очевидцами Катастрофы, что сегодня называется устной историей. (Р. Розенкович, Л.Циммерман, Э. Фридман и С. Зайцева). |
Несомненно, семинар разрушил определенный стереотип преподавания темы Холокоста, которая часто сводится к истории второй мировой войны. Как отметила организатор семинара И. Абрамская «Чем больше мы занимаемся темой Шоа, тем меньше понимаем эту тему». Сама эта тема многопланова и имеет несколько граней: убийцы, жертвы и bystanders (стоящие рядом). Несомненно, права и Ш. Имбер, которая говорит, что нужно говорить в преподавании не о стереотипах, а о людях переживших эту Катастрофу. Сама эта тема выходит за хронологические рамки войны. Как эта проблема воспринималась миром? Вопросы «Реакция мира на Катастрофу» и «Катастрофа и мировое сознание» необходимо включать в преподавание курса «Политика Холокоста» в школах. Образовательный семинар в Иерусалиме показал, что тема является уникальной. Это своего рода исторический феномен, поэтому любые сравнения и аналогии вред ли уместны. Какой практический выход будет иметь опыт, полученный мною на семинаре, а Иерусалиме? Создание кабинета-музея в Державинском лицее, посвященного Катастрофе. Материалы, которые представил Яд Вашем, могут служить основой экспозиции, которая расскажет ученикам о Катастрофе. Следовательно, встанет вопрос о подготовке гидов-экскурсоводов по данной экспозиции, которыми станут учащиеся МОУ «Державинский лицей». Я надеюсь, что московский фонд «Холокост» поможет мне материалами для создания данного музея. |
Аушвиц - история и символика Программа семинара |
День первый- Понедельник |
|
19.00 - 20.00 |
Приезд и расквартирование в комнатах для гостей Музея, ужин |
День второй- Вторник |
|
08.30 - 09.00 |
Завтрак |
09.00 - 12.00 |
Посещение Аушвиц 1, гид– Уршула Цетнар |
12.00 - 12.30 |
Перерыв |
12.30 - 14.00 |
Занятия в архиве, ведение - Войциех Плоса |
14.00 - 15.00 |
Обеденный перерыв и проезд в Харменже |
15.00 - 16.30 |
Клише памяти. Лабиринты Марианна Колодзея, заключенного первого транспорта в Аушвиц. Посещение выставки в католической церкви св. Максимилиана Кольбе в Харменжах, гид - Ян Шевек. |
16.30 - 17.00 |
Перерыв |
17.00 - 18.30 |
Судьба детей из Советского Союза в концлагере Аушвиц, лекция - Хелена Кубица |
День третий- Среда |
|
08.30 - 09.00 |
Завтрак |
09.00 - 12.00 |
Посещение Аушвиц 2, гид– Уршула Цетнар |
12.00 - 12.30 |
Перерыв |
12.30 - 14.30 |
Занятия в отделе, ведение - Ирена Шиманьска |
14.30 - 16.30 |
Обеденный перерыв и проезд в город, свободное время |
16.30 - 17.30 |
Фонд Еврейский эдукационный центр. Визит в синагоге Хевра Ломдей Мишнаиот в Освенциме, лекция - Артур Шиндлер |
17.30 - 19.00 |
Аушвиц и холокост в киноискусстве - проекция документальных фильмов и кинематографических эссе о войне, лекция - Яцех Лех |
19.00 - 20.00 |
Ужин |
День четвертый - Четверг |
|
08.00 - 09.00 |
Завтрак |
09.00 |
Выезд в Краков |