Главная страница

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ

Международный фонд «Холокост» организовал ряд обучающих семинаров для педагогов образовательных учреждений по вопросам преподавания темы «Холокоста» в странах Восточной Европы. Основной целью семинаров является привлечение внимания преподавателей образовательных учреждений к изучению политики Холокоста и внедрение данной тематики в программы школьного курса.

· Холокост на территории СССР (Смоленск)

· Холокост на территории Польши (Освенцим, Варшавское гетто)

· Проблемы преподавания Шоа в школе (Иерусалим)

  Я являюсь преподавателем истории. В марте 2004 года мне удалось побывать на образовательном семинаре в Иерусалиме, организованном московским фондом «Холокост» для преподавателей темы Катастрофы.  Если говорить о подходах к нашей исторической дисциплине, то полагаю, что нужно искать какие-то новые инновационные технологии и особые программы. Сейчас я занимаюсь проблемами истории второй мировой войны. Одна из таких проблем - «Политика Холокоста и вторая мировая война». Открытие этой темы произошло на семинаре в Смоленске летом 2003 года, где участникам был показан фильм Г. Шахрая «Дети из бездны». Совершенно очевидно, что за военными действиями скрывается политика нацистского геноцида и судьба человека в условиях оккупационного режима. Это привело меня к мысли написания программы «Апокалипсис 20 века», для преподавания этой темы в своей школе. В ноябре 2003 года была поездка в Польшу, в Аушвиц, где я понял, что проблема Холокоста- это проблема мирового значения. Московский фонд «Холокост» ежегодно проводит международные конференции школьников по данной проблеме. Во втором международном  конкурсе «Холокост: память и предупреждение» приняли участие на уровне региона три петрозаводские школы: Образовательная школа №-4, Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №-1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля, Муниципальное образовательное учреждение «Державинский лицей».

 

 

 

 

 

 

Меня, прежде всего, интересовала, как тема Катастрофы преподается в институте в Яд Вашеме на израильской земле. Концептуально программа семинара для преподавания темы Катастрофы исходила из семи равнозначных блоков: вехи еврейской истории, евреи в междувоенный период, антисемитизм и нацистская идеология, гетто на оккупированных территориях, реакция мира на Катастрофу, дидактика преподавания, Катастрофа и мировое сознание. Именно такой подход показывает уникальность темы Катастрофы, ибо он рассматривает Катастрофу в контексте еврейской истории и показывает реакцию мира на эту трагедию. Более 18 лекций прослушали участники семинара по различной тематике, были организованы 3 практикума и 6 экскурсий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иванов Валерий Сергеевич

Об итогах образовательного семинара в Иерусалиме

  Открытие семинара началось  знакомством с участниками семинара, которые делились опытом преподавания темы Холокост в своих школах.  Интересно был организован  практикум «Дилеммы еврейского руководства», подход к разноречивым источникам с точки зрения  выбора поступков людей  в условиях оккупации. Однако методика проведения такого практикума не была продумана до конца. Групповая работа предусматривает проблемные вопросы  и межгрупповую работу. Мне кажется, что завершением подобного практикума мог бы стать вопрос альтернативности выбора. Очень важными в преподавании темы Катастрофы представляются следующие  аспекты проблемы: Антисемитизм и нацистская идеология, гетто на оккупированных территориях, реакция мира на Катастрофу, арабский мир и Катастрофа. Очень интересна была и встреча с очевидцами Катастрофы, что сегодня называется устной историей. (Р. Розенкович, Л.Циммерман, Э. Фридман и С. Зайцева).

Несомненно, семинар разрушил определенный стереотип преподавания темы Холокоста, которая часто сводится к истории второй мировой войны.  Как отметила организатор семинара И. Абрамская «Чем больше мы занимаемся темой Шоа, тем меньше понимаем эту тему». Сама эта тема многопланова и имеет несколько граней: убийцы, жертвы и bystanders (стоящие рядом). Несомненно, права и Ш. Имбер, которая говорит, что нужно говорить в преподавании не о стереотипах, а о людях переживших эту Катастрофу. Сама эта тема выходит за хронологические рамки войны. Как эта проблема воспринималась миром? Вопросы «Реакция мира на Катастрофу» и «Катастрофа и мировое сознание» необходимо включать в преподавание курса «Политика Холокоста» в школах. Образовательный семинар в Иерусалиме показал, что тема является  уникальной. Это своего рода исторический феномен, поэтому любые сравнения и аналогии вред ли уместны.

  Какой практический выход будет иметь опыт, полученный мною на семинаре, а Иерусалиме? Создание кабинета-музея в Державинском лицее, посвященного Катастрофе. Материалы, которые представил Яд Вашем,  могут служить основой экспозиции, которая расскажет ученикам  о Катастрофе. Следовательно, встанет вопрос о подготовке гидов-экскурсоводов по данной экспозиции, которыми станут учащиеся МОУ «Державинский лицей». Я надеюсь, что московский фонд «Холокост» поможет мне материалами для создания данного музея.

Аушвиц - история и символика

        Программа семинара

День первый- Понедельник

 

19.00 - 20.00

Приезд и расквартирование в комнатах для гостей Музея, ужин

День второй-

Вторник

 

08.30 - 09.00

Завтрак

09.00 - 12.00

Посещение Аушвиц 1, гид– Уршула Цетнар

12.00 - 12.30

Перерыв

12.30 - 14.00

Занятия в архиве, ведение - Войциех Плоса

14.00 - 15.00

Обеденный перерыв и проезд в Харменже

15.00 - 16.30

Клише памяти. Лабиринты Марианна Колодзея, заключенного первого транспорта в Аушвиц.

Посещение выставки в католической церкви св. Максимилиана Кольбе в Харменжах,

гид - Ян Шевек.

16.30 - 17.00

Перерыв

17.00 - 18.30

Судьба детей из Советского Союза в концлагере Аушвиц, лекция - Хелена Кубица

День третий-

Среда

 

08.30 - 09.00

Завтрак

09.00 - 12.00

Посещение Аушвиц 2, гид– Уршула Цетнар

12.00 - 12.30

Перерыв

12.30 - 14.30

Занятия в отделе, ведение - Ирена Шиманьска

14.30 - 16.30

Обеденный перерыв и проезд в город, свободное время

16.30 - 17.30

Фонд Еврейский эдукационный центр. Визит в синагоге Хевра Ломдей Мишнаиот в Освенциме, лекция - Артур Шиндлер 

17.30 - 19.00

Аушвиц и холокост в киноискусстве - проекция документальных фильмов и кинематографических эссе о войне, лекция - Яцех Лех

19.00 - 20.00

Ужин

День четвертый - Четверг

 

08.00 - 09.00

Завтрак

09.00

Выезд в Краков