Главная страница

Эссе по проблеме: Плен и война. О судьбах евреев в годы войны. ( По книге А. Шнеера «Плен»)

 

 

Выполнил: Семавин В., учащийся 11 класса МОУ «Державинский лицей».

Руководитель: Иванов В.С., преподаватель истории в МОУ «Державинский лицей.

 

 

 

Петрозаводск, 2004.

 

 

 

§ 1.Судьба евреев во время второй мировой войны.

 

Нацистская чума прокатилась по Европе, словно и не было великой европейской культуры и всех достижений европейского гуманизма. К началу второй мировой войны на Европейском континенте насчитывалось десять миллионов евреев. Часть из них уже отошла от традиционного образа жизни и вдохновлённая идеями равенства и эмансипации, включилась во все сферы культурной, экономической и политической деятельности. Евреи внесли значительный вклад в богатейшую и многоликую мозаику европейской культуры. Однако значительная часть народа продолжала жить отчуждённо и замкнуто на окраинах европейского общества, храня верность заветам предков. Европа была достаточно демократична и терпима, чтобы предоставить одним возможность участия в универсальном прогрессе, а другим право на традиционное существование.

Нацисты провозгласили своей религией животную ненависть ко всему "иному и чуждому". Нацистский заговор смог осуществиться благодаря дьявольскому союзу между жаждой власти и человеконенавистнической идеалогией, где людоедская практика подкреплялась псевдонаучными теориями и концепциями.

Героизм еврейского сопротивления проявлялся не только в вооружённых восстаниях и открытых выступлениях, но и в отчаянных попытках продолжать "нормальную" жизнь. В гетто, вопреки всем запретам и преследованиям, создавались школы и театры, выпускались литературные альманахи и информационные бюллетени, действовала система взаимопомощи и даже заключались браки. Сопротивление приняло форму отрицания чудовищной реальности. Люди прилагали неимоверные усилия к тому, чтобы перед лицом ежиминутной смерти и неслыханных унижений сохранить привычный уклад жизни.

В годы Второй мировой войны на советско-германском фронте в немецком плену оказалось более 5 млн. советских солдат и офицеров. Среди советских военнопленных было до 80 тысяч евреев. В отличие от евреев-военнопленных западных стран, в первую очередь Англии, Франции и США, судьба советских евреев-военнопленных была намного трагичней. Кроме того что уничтожение советских евреев-военнопленных было частью общей гитлеровской  программы уничтожения евреев, советские евреи-военнопленные считались более опасными, т.к. нацистские руководители считали их "носителями большевитской идеалогии".

В бывшем СССР изучение проблемы плена, трагедии военнопленных было запрещено, тем более изучение судеб евреев-военнопленных. Автор начинал работу над этой темой ещё в Латвии, где встречался с бывшими военнопленными и записывал их воспоминания, работал в местных архивах.

 

§ 2.Евреи в армиях западных стран (1939-1945 гг.)

 

Евреи всего мира принимали самое активное участие во Второй мировой войне. Более 1.4 млн. евреев - солдат и офицеров в годы войны сражались с нацистской Германией в составе стран антигитлеровской коалиции. Численность еврейских партизан значительно возросла в 1942 - 1943 годах. Евреи принимали участие в партизанской войне и движении Сопротивления во Франции, так же как в борьбе подпольных групп Бельгии. Евреи сыграли важную роль в Словацком восстании, поднятом летом 1944 года. Большинство евреев, скрывавшихся в горах Югославии, воевали в рядах партизанской армии маршала Тито. Активно участвовали евреи и в партизанском движении Италии. Десятки тысяч евреев, скрывавшихся в лесах Белоруссии и Украины, приняли участие в создании партизанских отрядов и заслужили репутацию стойких и бесстрашных бойцов.

 

§ 3.Уничтожение европейского еврейства.

 

Развязанная Германией 1 сентября 1939 года вторая мировая война внесла изменения как в нацистскую политику по отношению к евреям, так и в методы её реализации.

Польша.В течении считанных дней нацисты захватили большую часть Польши - страны, на территории которой проживала основная масса европейских евреев. Польша явилась ареной полного и окончательного истребления еврейства как расы. Для начала была проведена сегрегация, евреев заставили носиь на одежде повязки с изображением Звезды Давида (как правило жёлтого цвета), их заключали в гетто и бросали в концлагеря. В первые же дни специальными распоряжениями оккупационных властей евреи были лишены права заниматься профессиональной деятельностью и удалены из всех сфер экономической жизни. отныне их уделом были нищенское прозябание в гетто и принудительный труд в концлагерях. Скученность, голод, эпидемии в гетто, так же как систематические издевательства и надругательства, способствовали быстрому росту смертности. В течении года все евреи, проживавшие на оккупированной территории, были заключены в гетто. Большое, полностью изолированное от остальной части города гетто было создано в Лодзи. Самым большим стало Варшавское гетто, созданное осенью 1940 года. Сюда было согнано около полумиллиона евреев не только Варшавы, но и других городов и областей. Последовал ряд антиеврейских указов: а) о ношении на одежде специальных отличительных знаков; б)о регистрации всех трудоспособных с целью их последующей отправки в лагеря; в) о конфискации еврейского имущества; г)  о депортации лагеря смерти. Именно на территории Польши были созданы фабрики смерти, в которые доставлялись евреи из всех стран оккупированной Европы.

Польские евреи первыми включились в борьбу с фашизмом в составе Польской армии. Из 3.5 млн. евреев Польши - 10% её населения, 150 тысяч было призвано  в армию. Несмотря на дискриминацию евреев: они не имели права учиться в офицерских училищах, служить в авиации, военно-морском флоте и бронетанковых частях, - некоторые евреи имели младшие офицерские звания.

Военнопленные-евреи больше других страдали от голода. При раздаче пищи они были последними. Их рацион составлял примерно полвину рациона других польских военнопленных.

Первые убийства польских военнопленных-евреев начались ещё в транзитных лагерях. Так, в Замброве было расстреляно 250 человек.

СССР.20 тысяч польских солдат-евреев были взяты в плен Красной Армией в результате вторжения СССР в Польшу 17 сентября 1939 г. Пленные офицеры-евреи были направлены в лагеря Козельск, Старобельск, Осташково и др., разделив судьбу польских офицеров, расстрелянных в этих лагерях и в печально известной Катыни близ Смоленска.

Франция. Еврейское население Франции составлчло перед войной 240 тысяч человек. Многие беженцы-евреи вступали добровольцами (около 10 тысяч) в польские и чешские подразделения, формировавшиеся на территории Франции, а также в Иностранный легион.

Чехословакия.В 1930 г. в республике прожтвало 350 тысяч евреев. После оккупации и ликвидаци государства в 1938 г. много чешских евреев покинуло страну. С началом Второй мировой войны 6 тысяч евреев вступили добровольцами в вооружённые силы Польши, Франции, Англии, Советского Союза.

Югославия.До войны в стране проживало более 75 тысяч евреев. Около 3 тысяч воевало в составе армейских соединений. В партизанском движении участвовало более 5 тысяч евреев.

Греция.Еврейское население страны перед войной - 76.5 тысяч человек. После нападения Италии на Грецию в октябре 1940 г. 12 898 из них, что составляло примерно 17% всего еврейского населения, принимали участие в боях в составе греческой армии.

Во время оккупации многие евреи принимали участие в подпольном движении сопротивления и сражались в партизанских отрядах.

Палестина.В подмандатной Палестине проживало 400 тысяч евреев. Первый набор добровольцев-евреев в британскую армию был провидён в конце 1939 г.

Незначительное число солдат-евреев британской армии попало в плен в результате боев в Северной Африке.

США. Перед войной еврейское население составляло около 5 млн. человек. В вооруженных силах США насчитывалось более 550 тысяч евреев. Только в открытии 2 фронта в Европе участвовали более 120 тысяч евреев - солдат, офицеров, генералов.

 

 

§ 4. Евреи западных стран в нацистском плену.

 

О судьбе польских евреев-военнопленных говорилось выше. Однако в плен попадали и солдаты-евреи, служившие в армиях и других западноевропейских стран, а также Америки и Канады. О гибели в плену евреев - солдат американской армии известно мало. Имеющиеся сведения неполные и отрывочные. Например, среди американских солдат, убитых в 1944 г. в Малмеди, были и евреи. Однако это не было связано с их еврейским происхождением, было совершено массовое убийство американских пленных, никакой селекции не проводилось. Дискриминация солдат-евреев чаще зависела от лагерной администрации. Интересный случай о встрече с американскими военнопленными-евреями рассказал Д.С.Комиссаренко, советский военнопленный-еврей:

"Летом 1944 г.  перебросили нас в Шталаг в Саксонии. В лагере четыре зоны: итальянцы, поляки, американцы, русские. У американцев положение замечательное. Играют в футбол, много еды, курева, немцы просят у них сигареты. Мне удалось забраться в их зону. Пробрался в барак, стою в коридоре. Подходит один американец и вдруг обращается ко мне на идиш: "Ду бист а ид?" - "Ты еврей?" Я хотел бежать. А они человек пять меня окружили: «Мы все евреи". Начали говорить на идиш. Я спрашиваю: «Как вы выжили и не скрываете, что вы евреи?" А они мне объясняют, что Рузвельт якобы сказал, что если убьют американских солдат-евреев, то подобное произойдет и с немецкими пленными, а кроме этого, американцы зальют кровью всю Германию. Потом они пришли ко мне в барак, принесли еду. Они даже дали свои адреса, сказали, что найдут после войны. Одну фамилию помню до сих пор: Эл Рози - американец из Чикаго".

Евреи, солдаты других европейских армий, кроме солдат-евреев польской армии, тоже не подвергались особо дискриминации. Примером может служить судьба югославского солдата-еврея Михала Мерона. В личной карточке военнопленного было записано, что он еврей. Он был переводчиком в лагерном госпитале. Мерон вспоминает: "В комнате жило 36 человек. Нас было 12 евреев. остальные французы. Общество было замечательное. У нас было всё. Французы через охранников получали хлеб и даже сигареты из магазина для лагерной охраны. Нашим счастьем было то, что у нас была связь с общим лагерем и нас защищала Женевская Конвенция, потому что мы были югославские военнопленные. Каждый день мы должны были следить за чистотой лагеря и чистить туалеты, приходилось работать и за пределами лагеря. После 7 месяцев пребывания в штрафном бараке нас послали в рабочую команду на рубку леса. Работали полгода до начала зимы. Работа была тяжёлая, но на свежем воздухе".

Почти все военнопленные-евреи, солдаты западных стран, включая евреев из Палестины, кроме Польши, за исключением нескольких десятков человек, дождались освобождения.

 

§5."Спасение" - сотрудничество с нацистами.

 

Сотрудничество евреев-военнопленных с нацистами? Если да, то в какой форме и каковы причины? Возможны, некоторым подобные вопросы покажутся кощунственными: всем известно о тотальном геноциде в отношении евреев со стороны гитлеровской Германии.

О сотрудничестве с нацистами гражданских узников-евреев, чаще еврейской полиции и юденратов гетто, есть исследования израильских учёных. Но о фактах сотрудничества евреев-военнопленных почти ничего неизвестно.

Известны случаи использования евреев-военнопленных в качестве переводчиков в лагерях для военнопленных или порой даже в немецких учреждениях. Причём немецкие власти, зная о еврейском происхождении многих переводчиков, временно мирились с этим в силу нехватки столь необходимых им специалистов. И это было распространено. Именно поэтому немецкое военное  руководство выступало против использования евреев в военных структурах. В частности, в секретной записке штаба оперативного  руководства вооруженными силами Германии, озаглавленной "Евреи в новооккупированных Восточных областях", адресованной группам армий "Юг", "Центр", "Север", командующим оперативными тылами, командованию армий и танковых групп на Востоке, от 12.09.1941 г. подчёркнуто: "... не должно иметь место сотрудничество Вермахта с еврейским населением... не нужно привлекать отдельных евреев для работы во вспомогательных службах Вермахта...".

Однако переводчики бывали разные, среди них были и такие, которые, выслуживаясь перед немцами, надеялись спасти свою жизнь.

Г.Григорьева вспоминает, что в лагере военнопленных в Пятигорске переводчиком был еврей, который выискивал евреев среди пленных. Однажды он загнал на вышку пленного-еврея и заставил его кричать: "Я юде! Я юде! " Я не могла поверить. "Ладно, те, но ты, когда твой народ убивают, как ты мог?"

Почему евреи-военнопленные шли на сотрудничество с врагом? Над военнопленными других национальностей не висел меч расового геноцида. У них, кроме выбора между жизнью и голодной смертью, могли быть и социально-политические мотивы, толкавшие на сотрудничество с нацистами, или просто лояльность, что гарантировало жизнь и сносные условия существования. Еврейское сотрудничество носило специфический характер: еврей в отличие от военнопленных других национальностей, вынужден был скрывать своё еврейское происхождение.

У евреев, подвергавшихся тотальному уничтожению, сотрудничество с врагом было единственным шансом, увеличивающим вероятность спасения. Поэтому некоторые хватались за эту возможность, дающую надежду на жизнь.

К сожалению, есть примеры и добровольного сотрудничества евреев с немцами. Были среди евреев предатели? Увы, да. Этим единицам казалось, что сменить фамилию мало, немецкая форма или форма пособников немцев увеличивает шанс на спасение, может дать гарантию безопасности.

Вениамин Давидович Фрукт, проживший до 1940 г. в Бессарабии, был призван в армию и всентябре 1941 г. попал в плен. В плену он назвался Маркевичем Иваном Дмитриевичем. В материалах следствия по его делу говориться, что он добровольно пошёл на службу "к немцам и румынам" и "до 15 сентября 1944 г. носил немецкую форму и револьвер, ездил в автомобиле. Фрукт-Маркевич отвечал за снабжение румын и немцев продовольствием в районе Проскуров - Жмеринка. Сам Фрукт-Маркевич не отрицает добровольного сотрудничества с оккупантами, но объясняет, что вынужден был так поступать, чтобы спасти свою жизнь." Надо отметить, что В.Д.Фрукт не являлся прямым участником преступлений, творимых на оккупированных территориях.

§6. Судьбы.

 

Из писем дочери Любы Голубович (Герценштейн).

 

 

Мой отец,  Герценштейн Давид Исаевич, родился 8 октября 1923 г. в местечке Крыжополь Винницкой области на Украине.

В июне 1941 г. закончил десятилетку. В первых числах июля по приказу командования все юноши 1923 г. рождения были собраны в военкомате и отправлены в глубь Украины. Эта группа дошла до Ворошиловграда (Луганск). После непродолжительного обучения отец попал в отдельную стрелковую дивизию и начал свою войну в качестве связиста на Калининском фронте в составе 39-й армии. Осенью 1941 г. участвовал в обороне Москвы, был награждён медалью "За отвагу", представлен к ордену Красной Звезды. Летом 1942 г. часть попала в окружение.

Попав в окружение, поняв, что грозит плен, отец уничтожил вс документы. В это время в окружение попало несколько тысяч человек, так случилось, что отец оказался в группе, где  никто не знал его подлинного имени. С этого момента он стал Дмитрием Ивановичем Григорьевым.

Лагерный путь отец начал со Смоленска, потом неудачный побег, преследование солдатами полевой жандармерии. И вновь плен. Некоторое время он был в числе заключённых в 9 форте в Каунасе. Оттуда дорога вела в Германию. Довелось ему побывать и в Заксенхаузене. Последним был Оснабрюк. 1 апреля 1945 г. он был освобождён американцами. За три года в концлагерях неоднократно проходил всевозможные проверки. Он рассказывал о том, как измеряли череп, исследовали строение черепа и форму носа. И, конечно же, проверяли наличие последний обрезания. После освождения в апреле 45-го отец попал в фильтрационный лагерь. Американцы очень бережно относились к бывшим военнопленным. В то время отец весил 40 кг. При росте 174 см. В лагере перенёс цингу, и как потом выяснилось, туберкулез. В фильтлагерь приезжали комиссии в составе офицеров СМЕРШ, политработников, врачей. На одной из комиссий отец в очередной раз рассказал свою историю. Вдруг один из офицеров спросил: "Твоего отца как зовут - Шая?" Счастливый случай свёл в тот день моего отца и старого друга и соратника по установлению Советской власти на Украине и по совместной службе в армии моего дедушки. К сожалению, мы не помним имя того человека, спасшего моего отца от отправки в Сибирь. Этот офицер поручился за отца, направил его на лечение в госпиталь в Германии и порекомендовал остаться дослужить в армии. В Германии отец служил в 118-ой тяжело-гаубичной бригаде( комбриг полковник Гончаренко, начштаба полковник Зернов).После демобилизации отец поступил в Одесский институт иностранных языков на факультет немецкого языка и литературы. Безусловно, лагерное пятно сопровождало его всю жизнь. Так, по окончании института ему не было присвоено офицерское звание и специальность военного переводчики, как всем остальным выпускникам. Годы плена отразились и на здоровье, дистрофия сердечной мышцы, как результат голода и болезней, перенесённых в молодые годы. И как следствие этого - ишемия, два инсульта, инфаркт. Умер он 1 июня 1991 г., за 3 месяца до выезда в Израиль нашей семьи.

 

Воспоминания лейтенанта А. Печёрского о восстании в лагере смерти Собибор.

 

"В лагере смерти Собибор(Польша) я прибыл из Минска в сентябре 1943 г., в эшелоне нас было 2000 человек. Четверо суток мы были в пути без воды и продуктов, в забитых вагонах по 70-80 человек в каждом. Когда мы прибыли в Собибор, из нашего вагона отобрали 80 человек столяров, плотников для производства срочных работ, а остальных в этот же день удушили в газовых камерах и сожгли на кострах. В этот лагерь почти ежедневно прибывали эшелоны с людьми, и их уничтожали. В этом лагере до нашего прибытия как рабочая сила находилось около 500 заключённых из Польши, Чехословакии, Франции, Голландии.

Весь лагерь охранялся 3 рядами проволочного заграждения высотой в три метра, 15 метров минированного поля и ещё ряд проволочного заграждения. Нас охраняло 14 эсэсовских офицеров и 250 вахманов.

С первых дней нашего прибытия в лагерь старые узники Собибора предложили нам войти в их подпольную группу для организации восстания и побега из лагеря. После нашего согласия, на первом сборе подпольного комитета руководство поручили мне. В течение нескольких дней подпольным комитетом был разработан план восстания и побега всех заключённых. В мастерских фашисты на себя перешивали лучшие вещи умерщвлённых людей и отправляли домой посылками. Эти мастерские мы решили использовать для уничтожения фашистов. Подпольным комитетом был разработан следующий план: восстание было назначено на 14 октября 1943 г., на 22 день после нашего прибытия в Собибор. В 15 часов 30 минут, в секторе №2, где сортировали вещи убитых людей работало 4 фашиста и там мы должны были уничтожить их путём приглашения посмотреть новое кожаное пальто , которое мы заранее приготовили. Приглашали по одному и таким образом уничтожили всех. В 16 часов, в секторе №1 в портняжную и сапожную мастерские приглашали по одному на примерку. В 16 часов 15 минут вторую пару и в 16 часов 30 минут третью пару и там по одиночке уничтожали, а трупы прятали в заранее приготовленное место. В 16 часов 30 минут "капо" (староста из числа заключённых. - А.Ш.) строит людей якобы на работу, выводит их из ворот первого сектора и ведёт к центральным воротам. По дороге мы должны напасть на оружейный склад и вступить в бой на центральных воротах, в случае сопротивления охраны лагеря. Недалеко от нас находился лес. У нас почти всё шло по намеченному плану, мы уничтожили 11 фашистских офицеров, часть людей захватил оружейный склад, остальная часть бросились к заминированным полям, перерезая проволочное заграждение. Часть людей там погибла. Из лагеря выбежали почти все, но в дальнейшем при облаве, которую устроили немцы, многие были пойманы. После нашего побега фашисты вынуждены были снести лагерь с лица земли, заметая следы своих отряд.

                                                (А.Шнееру "Плен").

 

 

 

Заключение.

 

Прошло более полувека с тех пор, как треть еврейского народа была истреблена и сожжена в лагерных крематориях

Первый раз услышав о Холокосте, я был потрясен до глубины души. Немецкие захватчики превратились в моих глазах в зверей. Они не только напали на народ, но и издевались над ним, как могли. Есть много фильмов про вторую мировую войну, но, как правило, в них идёт речь о боевых действиях, а судьбы простых людей упускаются из виду. В этом смысле удачным можно считать фильм "Пианист".  Конечно, во многом виновен был Гитлер, но как тысячи людей посмели пытаться осуществить его дьявольские планы? Я уверен, евреи, да и ни один народ в мире не заслуживают к себе такого отношения. Испытав такие  мучения, выдержав самые страшные пытки, перенеся нечеловеческие страдания, евреи не пали духом, но война всё-таки  оставила в их сердцах свой страшный след. Время неумолимо, и этих людей становится меньше и меньше. Ещё несколько лет, ещё одно-два десятилетия - и не останется никого из них. Трагедия, затронувшая стольких людей не должна быть забыта. К сожалению, многие подростки интересуются другими вещами нежели историей их страны и всего мира в целом. Они - наше будущее. Поэтому, на мой взгляд, в школах должны проводиться беседы на эту тему. Я не так давно начал изучать этот период мировой истории, но для себя понял: тот, кто стремится совершить зло, в конечном итоге поплатиться за всё, им совершённое.

 

КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ