Главная страница

"Пророчество Ф.М. Достоевского и "Бабий Яр" Анатолия Кузнецова".

  

Выполнила Василенко С., учащаяся 11 класса МОУ «Державинский лицей».

Руководитель Иванов В.С., преподаватель истории МОУ «Державинский лицей

 

 

Как-то однажды в апреле, двадцатого апреля, на свет родился ребенок. Был он, как положено, красненький, весил килограмма три или что-нибудь около того, длиной был сантиметров пятьдесят, смотрел бессмысленными, как пуговицы, глазками и разевал рот, словно зевал. Он вызывал у матери неописуемую нежность и жалость, и она не знала еще, что держит на руках самое жуткое чудовище, какое когда-либо рождалось на земле.

(А. Кузнецов)

 

Сотни книг и фильмов рассказывают нам о том страшном времени, когда была война на земле. Эти произведения напоминают нам о тех временах, когда человеку приходилось расставаться с родными, не иметь права говорить о том, о чем он думал. Авторы призывают новое поколение не совершать ошибок, с которыми приходилось бы расплачиваться до сих пор. Но большинство этих писателей являются нашими современниками, то есть людьми, которые прошли уже войну. А если же мы обратимся ко многим классическим произведениям, мы найдем предупреждения о войне, но очень жаль, что человечество не успело воспользоваться данными пророчествами.

    Все мы читали роман "Преступление и Наказание" великого русского классика Федора Михайловича Достоевского, но многие ли из нас поняли и прочувствовали его пророчество, его предупреждение. Главному герою романа Раскольникову на каторге снится сон, который начнет сбываться в 1941 году.  " Мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований, Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очисть землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса". Но сегодня перечитывая роман Ф.М. Достоевского и жуткий сон Раскольникова,  понимаешь, что это именно те бесы, которые издевались над всем человечеством. Видим мир, в котором обитают существа, способные проникать в человека и превращать его в беса. Бесовщина подобная язве распространялась все дальше и дальше, продолжая заражать людей.  "Спастись во всем мире могли только несколько человек "-, эти слова Достоевский говорит о тех людях, которые станут на защиту Родины и уничтожения этой моровой язвы. Единственное в чем не прав автор в том, что во сне Р. Раскольникова рассказывается, что моровая язва будет продвигаться не с Европы на Азию, а, наоборот, с Азии на Европу.  В основном же мы видим все, что произойдет через несколько лет. Появление фашизмов в Европе, политика Холокоста не является ли все это доказательством пророчества Ф.М. Достоевского. Гениальные художественные произведения содержат в себе полноту жизни и глубину смысла, которые до сих пор не могут быть осознаны до конца.

Оценить же действительно ли сбылось пророчество Достоевского, мы можем, опираясь на исторические факты или на воспоминания очевидцев.  Именно, воспоминания очевидцев того страшного времени очень ценны для нас и всей нашей истории. В отличие от исторических справок воспоминания людей лишены условности. Одно из таких документальных произведений является роман Кузнецова Анатолия Васильевича "Бабий Яр".  В этом романе-документе автор рассказывает о том, как развивалась его личность во время оккупации его родного города Киева. Очень жуткие события описывает автор в своей книге, еще страшнее становится от того, когда понимаешь, что это все видел двенадцатилетний мальчик, у которого жизнь только начиналась. Но вдруг приходит война, и все детские восприятия мира рушатся и маленькому Толи пришлось повзрослеть за считанные месяца. Ему пришлось уже в ранние годы столкнуться с дискриминацией по национальному признаку, столкнуться со звериной жестокостью немцев, рано начать трудиться, чтобы прокормить своих близких.

         Когда же в Киев пришли немцы, они сразу же почувствовали себя полноправными хозяевами города. Немцы заняли некоторые дома в центре города и стали выдвигать свои требования для горожан. В одном из первых требованиях говорилось о том, чтоб каждый житель города сдали радиоприемники. В военное время в кино и на плакатах немцев изображали глупыми и толстыми людьми, людьми не способными воевать и дать сильный отпор нашим войскам. На самом же деле все обстояло наоборот: прейдя, немцы на чужую землю первым своим "указом"  лишили жителей оккупированной территории любой информации, а все газеты, которые издавались в Киеве давали очень скупые данные, так как были захвачены фашистами. Но это было не самое страшное и ужасное, на что могли быть способны немцы. Через некоторое время на улицах города Киева появились листовки, которые содержали: "Евреи, поляки и русские – настоящие враги Украины!" Именно, с этого момента и начинается настоящее  шествие "бесов" по земле. Люди пытаются скрыть свою национальность, идут на ужасные поступки, готовы предать самых близких людей ради того, чтобы выжить. Немцы приходили в дома людей, забирали навсегда все продукты, любые ценные вещи. В Киеве начинался голод. Из-за этого большинство людей были готовы идти на предательство, только для того чтобы получить еду. Любое непослушание со стороны жителей могла закончиться расстрелом, например, нарушение комендантского часа, хранение в доме радиоприемников. Автор пишет: "К четырнадцати годам жизни на этой земле я совершил столько преступлений, что меня следовало расстрелять по меньшей мере вот сколько раз:

Не выдал еврея.

Занимался укрывательством пленного.

Прятал красный флаг.

Нарушал комендантский час.

Не полностью вернул взятые в магазине предметы.

Не сдавал топлива.

Повесил листовку.

Бежал от Германии.

Украл ружье и пользовался им, имел боеприпасы.

Был антигермански настроен и потворствовал антигерманским настроениям.

Пребывал в запретной зоне сорок дней, и за одно это надо было расстрелять сорок раз". На первый взгляд кажется, что ни одна из этих  провинностей не заслуживает расстрела, но не надо забывать, что это было военное время, и Анатолий Кузнецов жил на оккупированной территории. Но когда человек хочет жить, он будет бороться с любой несправедливостью, которая будет мешать его действиям. Автор этого романа-документа хотел жить, "жить, сколько мне отпущено матерью-жизнью, а не двуногими дегенератами. Как вы смеете, какое вы имеете право брать на себя решение вопроса о МОЕЙ жизни: сколько мне жить, как мне жить, где мне жить, что мне думать, что мне чувствовать, как мне умирать?!". Действительно, ни один человек в этом мире не может решать судьбы людей, лишить их собственного мнения. Но в данный момент мы говорим не о человеке, а о "бесе", который "отважился" взять на себя "смелость" решать судьбы, вершить правосудие так, как он сам этого хочет.  

            Наблюдая за всем происходящим вокруг, четырнадцатилетний мальчик задает себе вопрос, на который не может найти ответа: "почему на этой прекрасной, благословенной земле – с таким небом и таким солнцем, - в среде людей, одаренных умом, размышлением, не просто животных с инстинктами, но в среде мыслящих, понимающих людей возможно такое предельное идиотство, как агрессия, война, фашизм". Я думаю, что этот вопрос можно назвать риторическим. Сомневаюсь, что кто-то из нас сможет ответить на него.

     Интересно, почему, когда в мире все хорошо и спокойно, когда над тобой чистое голубое небо, светит солнце, всегда появляется человек, который способен все это разрушить и изменить. Человек – очень странное существо, все мы появляемся на свет добрыми людьми, способными только совершать полезные поступки. Проходит год за годом маленький человечек растет, набирается знаний и сил. Проходит еще промежуток времени, и человечество получает либо "беса", либо избранного, который способен противостоять этой "язве". К сожалению "бесов" в нашем мире встречается намного больше, чем тех, кто способен исправить ситуацию. Анатолий Кузнецов говорит: "Нормальное человеческое существо при виде чужих страданий, даже при одной мысли о них в воображении видит, как бы это происходило с ним самим, во всяком случае, чувствует хотя бы душевную боль". Но появляется существо, которое человеком назвать невозможно, которое способно убивать, убивать массу людей, и при этом считать свои поступки справедливыми. Огромное количество "бесов" мы видим в описании расстрелов во время оккупации, в Бабьем Яре.

     Бабий Яр. Это было место, которое обнесено несколькими рядами колючей проволоки. Вокруг стояли вышки, а на них установлены пулеметы. Сюда свозили со всего города Киева людей неугодных новому командованию: евреев, поляков и русских. Их содержали в бункерах, которые наполовину находились в земле, не было окон, только решетчатая дверь. Туда вселяли сколько угодно людей, иногда их было так много, что многие задыхались. Пленных почти не кормили, использовали только как рабочую силу. Издевались над людьми, выжимали из людей все соки, ждали того, когда человек умрет сам, чтоб не тратить на него пули. Это была бесплатная рабочая сила, которая для того, чтобы выжить, готова была работать день и ночь. Автор часто рассказывает, о том как "бесы" издевались над пленными. Например, одним из их любимых "развлечений" было: выбрать человека из пленных, давали ему веревку и заставляли залезать на  высокое дерево. Как только он забирался, должен был привязать веревку к вершине, а другой конец сбросить вниз. После несколько человек спиливали дерево и тянули за веревку. Дерево падало, все бежали смотреть, что осталось от пленного. Тот, кто оставался живым, на земле его уже поджидали немцы. Они убивали его лопатами, так как патроны берегли. Патроны же держали, чтобы ночью расстрелять каждого пятого, каждого десятого. Такие жестокие и страшные развлечения были у немцев. Принцип работы напоминал расписание и порядки в тюрьме.  Можно   предположить, что "бесы" были не только в период Великой Отечественной войны, но и существуют до сих пор.

        Страшное и жестокое время, как бы хотелось, чтоб никогда больше оно не повторялось. " Это как двое нацелились один в другого". В этих словах  есть подтверждение пророчества Достоевского, в котором говорится о том, что "бесы" будут поглощать людей и останутся только избранные. Многие люди переходили на сторону врагов для того, чтобы выжить.

          Можем ли мы говорить о формировании личности Анатолия Кузнецова во время войны. Я считаю, что, безусловно, формирование личности произошло. То о чем думал четырнадцатилетний Толя, может полностью доказать крепкую и сильную личность. Война стала для него настоящим экзаменом в жизни. Он смог противостоять "бесам", не подался "всепоглощающей язве". Его по праву можно считать избранным, человеком способным пережить и изменить многое в этой жизни.

           Подводя итоги, не могу отметить того, что после прочтения романа-документа, война открылась для меня с новых сторон. Война стала для меня не только, как защита своей Родины, но и как очень страшное событие, которое может лишить человека радости жизни, детства, любви и близких родственников. Плюсы этого произведения заключаются в том, что в нем нет усредненности и поверхности. Ни один архив не расскажет нам о жизни, о страдании и о боли человека. Автор смог подчеркнуть, что смерть человека – это не статистика, не процент со всего населения России, как это преподносится в учебниках истории, а человек – это часть страны, часть истории. Человек – личность, способная изменить все.

           Что же касается пророчества Достоевского, то  относится ли оно только к Великой Отечественной войне?  Я считаю, что можно его слова отнести к нашему времени. Времени жестокого террора над ни в чем неповинными людьми. Неужели, время политики Холокоста, ненависти некоторых национальностей возвращается в наш прогрессивный век. Умирает множество людей, и абсолютно не понятно, почему это происходит. Мы не в силах противостоять новым "бесам", среди нас нет избранных, которые способны противостоять этой силе. Мы никогда не ожидаем нового удара, всегда надеемся на изменение ситуации. А когда что-то происходит, то каждый из нас выполняет только роль статиста. В заключении я бы хотела использовать пророческую цитату Анатолия Кузнецова. "Товарищи, друзья! Братья и сестры! Дамы и господа! Отвлекитесь на минуту от своих дел, от своих развлечений. В мире неблагополучно!

          Неблагополучно, если в наш век какая-то кучка дегенератов может гнать на смерть тьму людей, и эта тьма идет, и сидит, и ждет своей очереди. Если огромные массы ввергаются в пожизненное рабство – и они становятся рабами, ничего не в состоянии сделать. Если запрещаются, сжигаются и выбрасываются на помойку книги, сосредоточившие вершины человеческого разума за много тысяч лет. Если в одном небольшом цилиндре заключается энергия, достаточная для испепеления Нью-Йорка, Москвы, Парижа или Берлина, и эти цилиндры накопляются, круглосуточно носятся в воздухе, для чего? Товарищи, друзья, братья и сестры, дамы и господа! ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ОПАСНОСТИ!"

      

 

КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ