Главная страница

 

».

Эссе на тему: «Сравнительная характеристика антисемитизма в СССР и Германии».

 

Выполнил: Токарев А.М., учащийся МОУ Державинский лицей

Руководитель: Иванов В.С., преподаватель истории.

 

 

 

 

   

    Сравнительная характеристика  антисемитизма  в Германии и СССР.                                                                                                                                                           

Нацистское движение в Германии появилось в 30-х. годах двадцатого столетия. Поначалу люди, входившие в состав этого движения проповедовали и основы социализма, и национализм.

Чтобы подчинять себе народные массы нацисты пытались заставить народ поверить в древние мистические символы и в особые дни календаря. К примеру, взять ту же свастику. Она была символом вечности на древнем востоке. Этим символом члены этого движения пытались показать, что национализм вечен. Я считаю, что в наше время их прогноз сбывается.

Нацисты расположили все народы по так называемому «рейтинг листу». По их мнению немцы были высшей нацией, а евреи - низшей.

Во времена нацисткой Германии немцы обвиняли евреев во всех своих бедах. Фашисты считали, что евреи занимают их жизненное пространство, имеют самые большие капиталы в стране и поэтому они – источники всех бед. В данном случае именно зависть породила и антисемитизм, и нацизм, и некоторые другие формы национализма. Я же считаю, что немцы прикрывались нацизмом для достижения своих целей по захвату Европы.

Немцы зачастую обманывали народ прививая идеологию нацизма, окультизма и антисемитизма, из-за этого люди не видели истинных проблем, стоящих перед Германией в то время.

Но политика антисемитизма была присуща не только немцам. Во все времена евреям завидовали все народы, понимая, что евреи умные и трудолюбивые люди. Я думаю, что именно зависть и породила эту ненависть, до сих пор присущую части современного общества.

Огромное количество разногласий с евреями возникало не только из-за зависти, но и из-за религии евреев. Они жили везде, и в большинстве случаев,  их пытались вытравить, изгнать из своей страны или же обратить в другую религию. Благо сейчас государство не считает своим долгом уничтожать другие негосударственные религии на территории своей страны.

А почему именно евреи? Потому что именно к ним выросла самая большая зависть и религиозная ненависть. Нельзя этому поддаваться иначе и вы окажетесь марионеткой в руках таких людей, как Гитлер.

Идеологом нацисткой системы был Адольф Гитлер. Надо признать, Гитлер умел подчинять себе людей. Во время дискуссий Адольф был отличным оратором, всегда умел подчинять людей своей точке зрения.

Однажды один из журналистов решил побеседовать с Гитлером наедине. Он ожидал увидеть человека злого, властного, но придя к нему он увидел человека, любящего уют, очень гостеприимного, но именно это и поразило самого журналиста, он готовился увидеть человека, который лишает людей жизней и крова.

Когда журналист спросил у Гитлера его мнение о концлагерях, то услышал поразивший его ответ Адольфа: «Во времена своей молодости я видел, как люди сгнивают в тюрьмах, в четырех стенах и решил, что им будет лучше на свежем воздухе». Гитлер так все это описал, что человек не знающий о его «подвигах» посчитал бы его ангелом. Очевидно, благодаря знаниям человеческой психологии Адольф Гитлер смог привлечь на свою сторону миллионы людей.

История знает много эпизодов появления антисемитизма во времена ВОВ и до неё в СССР.

Нацизм распространился не только на территории Германии, но и в некоторых республиках Советского Союза. Нацисты привлекали народ Украины, Белоруссии, Эстонии. В Германии были свои представители нацистов вышеперечисленных Союзных республик. Перед нападением на СССР Гитлер планировал ввести в боевую готовность подпольные организации, чтобы СССР был разъеден изнутри. 200 тысяч человек в Советском Союзе были обмануты Гитлером, который предлагал им независимость при помощи штурмовиков третьего Рейха. Народам запада он предлагал присоединится к Германии и быть автономией. При этом Гитлер вербовал сторонников и среди вольнолюбивых народов Кавказа.

Он прививал народам, поверившим ему, идеи нацизма, в том числе и антисемитизма. И они учиняли погромы в еврейских кварталах, нападали на них на улице, убивали, грабили.

В странах, оккупированных СССР, создавалось огромное количество патриотических (националистических) организаций. Германия обеспечивала повстанческим отрядам пищу и амуницию. В одной только Беларуси отрядами националистов было убито 135 565 евреев и коммунистов.

После начала войны «патриоты» объединились с немецкими отрядами на оккупированных Германией территориях и совершали огромное количество операций совместно с немецкими войсками. Националисты устраивали массовые расстрелы евреев и коммунистов. Советский Союз подрывался изнутри.

Но не одни «патриоты» занимались этим. Во времена тоталитарного режима толерантность просто не может существовать, поскольку весь народ угнетен, и люди вымещают свою злость на людей других национальностей, веры и т.д.

Но, несмотря на это, культурная жизнь евреев развивалась. Ведь как известно евреи - самый живучий народ, в прямом и в переносном смысле этого слова.  После революции евреи получили все гражданские права. Они создавали школы, в которых преподавали на иврите. Создавались новые синагоги. 

Но советское государство продолжало, как и в дореволюционной России, гонения на евреев. Синагоги закрывали под предлогом того, что здание требуется для общественных нужд.

 Гонения евреев были запрещены только в Польше, согласно одному из международных договоров, заключенному на Парижской мирной конвенции,  но этот договор просуществовал с 1919г по 1934г.

Но, несмотря на все гонения, евреи, проживающие в советском союзе, не эмигрировали в другие страны, а защищали Советский Союз, как свою родину.

В данном случае речь пойдет об участии евреев в войне на стороне СССР. 3 декабря 1941года в беседе с В.Сикорским Сталин заявил: «Евреи- неполноценные солдаты», а затем добавил: «Да евреи- плохие солдаты».

Я с этим абсолютно несогласен , так как факты говорят обратное: подвиги совершили: Дыскин(оставшийся на поле боя после отступления своего полка и подбивший огромное количество немецких танков), Горелику (ворвавшемуся на горящем танке в расположение противника и продолжающему вести огонь из него) и другим. 

Всего евреи получили 113 орденов героев советского союза. Они занимают почетное третье место в списке народов получивших эту почетную награду. И такова цена суждений Сталина , о том, что «Евреи- плохие солдаты».

Суждения Сталина и Гитлера. Чем они похожи?

В романе Гроссмана “Жизнь и судьба” эсэсовец Лисс говорит старому большевику Мостовскому: “Мы – форма единой сущности, – партийного государства. Наша победа – ваша победа. А если победите вы, то мы и погибнем, и будем жить в вашей победе. Это как парадокс: проиграв войну, мы выиграем войну, мы будем развиваться в другой форме, но в том же существе”.

Эти слова как нельзя лучше характеризуют историю уничтожения евреев и освещения их трагедии в Советском Союзе. Не имея возможности говорить обо всех аспектах Холокоста в стране, где страшные карательные меры нацистов соседствовали со скрытым или явным антисемитизмом советских властей.

Особую роль в трагической судьбе еврейского населения сыграла захватническая политика Советского Союза, в результате которой перед самой войной в составе Союза оказались страны, в борьбе между нацизмом и коммунизмом ставившие на нацистов. Именно в этих странах наблюдается страшная картина участия местного населения в погромах и даже в их организации: так, в Каунасе уже 25–26 июня 1941 года литовские фашисты убили 1500 евреев, сожгли десятки еврейских домов и синагог, еще 2300 евреев были убиты в последующие дни. Во Львове украинский батальон “Нахтигаль” по собственной инициативе с 30 июня по 3 июля убил 4000 евреев. Похожая картина наблюдалась в Латвии. Иногда эти преступления совершались полицией, сформированной из местных жителей, иногда – принимали форму стихийных погромов. Кроме того, существовали и тысячи добровольцев, без усилий которых немцам никогда не удалось бы найти и уничтожить всех евреев.

Если не считать ряда погромов в последние предвоенные годы (например, погромщики в Бресте уже в 1936 году имели на руках повязки со свастиками), уничтожение евреев нацистами началось 22 июня1941 года, то есть с первых дней оккупации, причем по указу Гитлера расстреливали прежде всего специалистов разных областей, как потенциальных противников. В этом – еще одна особенность Холокоста в СССР. В занимаемых немецкими войсками населенных пунктах сразу же начинались массовые расстрелы евреев, и лишь чудом выжившие в этих мясорубках евреи загонялись в гетто. Даже в таких крупных городах, как Харьков и Киев, не создавались гетто, а сразу убивали людей. Там, где еврейских семей было немного, жертвы даже никуда не вывозились, – их расстреливали прямо в местечках и деревнях, а зачастую сжигали живьем, собрав в каком-нибудь здании.

В первые годы войны антисемитизм Сталина, о котором неоднократно говорит в воспоминаниях его дочь Светлана Аллилуева, все-таки принял более скрытый характер. В своем выступлении 6 ноября 1941 года Сталин первый и последний раз говорит о евреях. “Немцы, – вскользь упоминает он, – так же охотно устраивают средневековые еврейские погромы, как устраивал их царский режим”. В ноте от 6 января 1942 года к правительствам всех стран Молотов перечисляет на 15 страницах зверства оккупантов, подробно говоря о гонениях на евреев. Факты, вскрывшиеся во время контрнаступления зимой 1941–1942 годов и приводимые Молотовым, вряд ли сравнимы с погромами царского режима. Впрочем, уже во второй ноте Молотова (27 апреля 1942 года) преследования евреев вообще не упоминаются.

В конце 1941 года начинают выходить Бюллетени о зверствах немецко-фашистских захватчиков, цель которых – предать гласности факты, поступившие с освобожденных зимой 1941 года территорий, и тем самым поднять боевой дух армии. Сборники распространялись в армиях. Страдания евреев в них хоть и не акцентируются, но все же отражаются. С апреля 1942 года с созданием Еврейского антифашистского комитета подобная информация начала систематически собираться и предаваться гласности. С 1943 года появляются сборники “Документы обвиняют”. Там слово “еврей” – большая редкость. Наконец, в 1944 году, все еще по свежим следам, опубликованы два отчета Комиссии по расследованию нацистских преступлений. Один отчет, подготовленный комиссией, возглавляемой Пономаренко, первым секретарем Компартии Белоруссии, на 14 страницах рассказывает о зверствах нацистов по отношению к “мирному населению”. В двух местах все же упомянуты гетто, впрочем без пояснений, для кого они создавались, а самое главное – нет ни слова о том, что все жители этих гетто впоследствии были уничтожены. Второй отчет создан киевской комиссией под руководством Никиты Хрущева. В нем евреи просто не упоминаются ни разу, хотя подробно описывается трагедия “местных жителей” в Бабьем Яру.

На примере всех этих источников мы видим, что тема преследования евреев, использовавшаяся в первые годы войны для антинацистской пропаганды, сходит на нет сразу после массированного наступления Красной Армии в 1943 году.

Два года назад вышла книга, во многом меняющая наши представления об осведомленности властей о том, что происходило на самом деле. Речь идет о книге “Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии”, составленной Ф. Д. Свердловым (М., 1996). Составитель работал в Центральном архиве Министерства обороны РФ и разбирал политические донесения армий, направленные в политуправления фронтов или в Главное политическое управление Красной Армии. К этим донесениям прилагались акты о расстрелах евреев, показания немецких и советских военнопленных, выдержки из бюллетеней о зверствах немецких оккупантов, издававшихся в армиях. Первые экземпляры указанных документов направлялись адресату, вторые оставались в делах политотделов армий. Именно эти вторые экземпляры и составили упомянутый сборник. Расположенные по хронологически-территориальному принципу, эти документы дают страшную картину уничтожения советских евреев и доказывают с очевидностью до сих пор оспариваемый факт, что в этих расстрелах участвовали и солдаты полевых войск Вермахта. За полевыми частями шли жандармские подразделения, которые устанавливали в оккупированных районах местную власть и также расстреливали евреев. За жандармерией двигались айнзацкомманды, занимавшиеся в числе прочего организацией гетто, а впоследствии – либо их ликвидацией путем массовых расстрелов, либо, в редких случаях, транспортировкой жителей гетто в концентрационные лагеря.

Итак, это первые по времени и наиболее полные источники. Кроме того, эти документы проливают свет на судьбу еврейских военнопленных, о которой обычно умалчивают другие свидетельства. Еврейских военнопленных расстреливали сразу по обнаружении их национальности, на них не распространялись никакие законы о военнопленных. Большинство из опознанных пленных-евреев, скрывавших свое происхождение, было выдано своими же однополчанами. Несмотря на всю информацию, которой мы сейчас располагаем, страшная картина того, что происходило еще до 20 января 1942 года, то есть до Ванзейской конференции, на которой были проставлены все точки над “i” и принято решение об “окончательном решении еврейского вопроса”, в очередной раз потрясает. Так же как и поразительная открытость действий нацистов, на глазах у местных жителей набивавших колодцы живыми младенцами, насиловавших детей, забрасывавших их гранатами. Привлекает внимание тот факт, что почти везде подавляющее количество жертв – женщины, дети и старики. Это легко объяснимо. Почти все мужское население местечек, если еще не было мобилизовано в Красную Армию, уходило с приходом немцев в партизаны.

Составители актов, кроме информирования политического руководства страны, преследовали цель выявления местных пособников нацистов. В результате складывается впечатляющая картина массового коллаборационизма, делающая тем более ценными документы о попытках спасения евреев местным населением и о репрессиях против этих людей, обычно, увы, следовавших за чьим-то доносом. И наконец, наибольшая, пожалуй, ценность этих актов для исследователей заключается в том, что все они составлялись бойцами и командирами Красной Армии, тем самым все это становилось широко известным во всей армии. “Холокост глазами рядовых борцов с фашизмом – вот в чем главная историческая ценность публикуемых свидетельств”, – сообщается в предисловии.

Итак, уже осенью-зимой 1941 года политическое руководство Красной Армии располагало всей информацией и не приняло никаких мер по спасению еще не попавших в оккупацию евреев. Известно также, что в многочисленных листовках, разбрасывавшихся с самолетов во время войны, население призывалось к всевозможному саботажу, предлагалось помогать угоняемой в Германии молодежи бежать, но не было ни одного призыва помогать советским жителям-евреям избежать ожидающей их страшной участи. В пока еще не занятых районах СССР выходят книги на еврейском языке, существуют еврейские театры. Но зловещие признаки начинают появляться и здесь. В 1942 году, в дни Сталинградской битвы, руководство Управления и агитации ЦК “О подборе и выдвижении кадров в искусстве” отмечает, что в учреждениях искусства непропорционально представлены “нерусские люди (преимущественно евреи)”. В публикациях исчезают упоминания о героях фронта с еврейскими фамилиями. По данным 1943 года, евреи занимали четвертое место по числу награжденных – после русских, украинцев, белорусов, но потом эта нация просто исчезает из статистических данных. В августе 1943 года была запрещена статья Клары Блюм в журнале “Интернациональная литература”, причем в особом отчете цензора “о важнейших вмешательствах в журнал” говорилось: “Предложено снять статью Клары Блюм. В ней говорится о попытке истребления фашистами еврейского народа. Статья короткая (2 стр.), но автор сумел сказать много лишнего и неправильного. В частности, указанная доля героев-красноармейцев в героических деяниях Красной Армии в процентном отношении больше, чем процент еврейского населения к общему населению СССР”.

Между тем в точке зрения автора этой статьи не было ничего нового или удивительного. Евреи, которых революция уравняла в правах с остальными народами, считали своим священным долгом защищать и достижения революции, и новую страну. Поэтому процент евреев в Красной Армии был изначально очень высок. Многие из них успели дослужиться до высоких постов. За время войны более полумиллиона евреев участвовали в боях в рядах Красной Армии или партизанских отрядах. При этом, как известно, попавшие в окружение евреи дрались особенно отчаянно – помимо всего остального, сильна была мотивация, что сдаться в плен просто нельзя. Тогда бойцам уже было известно, чту ждет военнопленных-евреев.

Тем не менее тема героизма евреев тщательно замалчивалась. В истории Сталинградской битвы, например, всем известен знаменитый дом Павлова – по имени сержанта Павлова, который во главе группы из шестнадцати солдат в течение 58 дней отражал атаки врага. 24 ноября дом пал, и среди погибших тогда двенадцати бойцов был солдат Йидел Хаят. Однако в многочисленных книгах, посвященных этой истории, в списке павших в том бою такого солдата просто нет. Подобных примеров можно привести множество. Многие еврейские имена должны были бы по праву занять свое место в героической истории борьбы с фашизмом всех советских народов. Такова история Александра Печерского, выжившего несмотря на национальность и коммунистические убеждения и трижды бежавшего из концентрационных лагерей. Именно он, оказавшись в лагере смерти Собибор, организовал уникальное по дерзости вооруженное восстание заключенных и увел узников в лес, о чем уже рассказывалось в одном из номеров нашей газеты. Недавно нам стало известно, что после этого Печерский организовал партизанский отряд и провоевал до конца войны. И все же, несмотря на статистику (150 евреев были награждены звездой Героя Советского Союза на протяжении войны, 200 советских генералов были евреями), по стране распускались гнусные слухи о еврейской трусости и нежелании воевать, непомерно преувеличивалось количество успевших эвакуироваться евреев.

Не только страх перед сдачей в плен, но и антисемитизм, существовавший в Красной Армии, заставлял многих евреев стараться скрыть свою национальность.

В 1943–1945 годах Василий Гроссман, Илья Эренбург и другие готовили к изданию “Черную книгу”, в которую вошли страшные документальные свидетельства геноцида на территории СССР и Польши (подлинные приказы командования, рассказы мучеников гетто и KZ (концлагерей), их дневники, предсмертные письма, фотографии, песни, стихи). История этой книги трагична: писательскую комиссию, работавшую над книгой, распустили, работу должен был продолжать Еврейский антифашистский комитет, строго следуя “новой идеологической линии”. Но с задачей преуменьшения страданий еврейского народа создатели “Черной книги” справиться не смогли, что и предопределило ее судьбу. Первая часть этой книги под названием “Народоубийцы” успела выйти в 1944–1945 годах на языке идиш в еврейском издательстве “Дер Эмос”, в следующем году варианты вышли в Румынии, в Америке – на английском языке. В СССР в 1948 году уже готовый набор русского текста был рассыпан в связи с закрытием Еврейского антифашистского комитета, арестом и казнью его руководителей. Рукопись, однако, чудом уцелела и вышла в 1968 году в переводе на иврит в Израиле, а у нас появилась лишь в 1991 году.

Не менее печальной оказалась участь других произведений одного из создателей “Черной книги” В. Гроссмана. Если знаменитая эпопея “Жизнь и судьба” все же нашла свой путь к читателю, то “Треблинский ад”, написанный по рассказам уцелевших, был издан один раз тоненькой брошюркой ничтожным тиражом, как говорят, специально для Нюрнбергского процесса, и более уже никогда не переиздавался.

Поэма Маргариты Алигер “Твоя победа”, чудом пропущенная цензурой и вышедшая в 1946 году, по-настоящему известна стала лишь в самиздате, где ходила во множестве списков. Еще раз опубликована она была лишь в 1984 году в одном из сборников, претерпев при этом удивительные изменения

Вместо:

И потомков храбрых Маккавеев,
Кровных сыновей своих отцов –

было напечатано:

Помню не потомков Маккавеев,
В комсомоле выросших ребят.

Вместо:

Прославляю вас во имя чести
Племени, погибшего в веках –

появилось двусмысленное:

Вы пошли со всем народом вместе
Под одной звездой, в одном строю.

А тогда, вскоре после войны, 14 декабря 1946 года в газете “Эйникайт” появилась статья, критикующая еврейскую литературу военных лет. Еврейские писатели обвинялись в том, что они выделяли трагедию евреев из общей трагедии советского народа, пострадавшего от фашизма. После того, как в 1947–1948 годах вышли в издательстве “Дер Эмос” две книги об участии евреев во Второй мировой войне (Г. Д. Смоляр “Мстители гетто” и “Партизанская дружба. Воспоминания о боевых делах партизан-евреев, участников Великой Отечественной войны”), тема эта была полностью закрыта вплоть до восьмидесятых годов. В неоднократно переиздававшейся книге Сталина “Великая Отечественная война Советского Союза” евреи упоминаются один раз: в той самой речи Сталина 6 ноября 1941 года. Дошло до того, что Еврейский антифашистский комитет был обвинен в пропаганде нацизма. Зверское убийство С. Михоэлса в ночь на 13 января 1948 года положило начало страшному юдофобскому пятилетию, продолжавшемуся до смерти вождя.

Но и впоследствии все исследования в области истории Второй мировой войны ограничивались строгой цензурой, ученые не имели доступа к архивам. А особая судьба евреев уж никак не вписывалась в советскую историографию. Характерное свидетельство тех лет – сборник документов “Житомирщина в период временной оккупации немецко-фашистскими захватчиками. 1941–1944 гг.”, изданный в Житомире в 1948 году. Документы раскрывают страшную картину уничтожения городов и местечек, ставших символами восточно-европейского еврейского мира. Житомир: уничтожено 45 452 человека, Бердичев: 38 536 человек. Подробно описывается уничтожение только за один день, 5 сентября 1941 года, 10 656 жителей Бердичева – стариков, женщин, детей. Поразительно, но факт: летописец уничтожения “еврейских столиц” Восточной Европы умудрился ни разу не употребить слово “евреи” и даже не сделать ни одного намека на национальность жертв нацистов в этих городах.

Исследователь катастрофы европейского еврейства Ицхад Арад справедливо замечает: “Когда в советских источниках идет речь об убийстве в один день тысяч стариков, женщин и детей, можно с уверенностью сказать, что жертвами были евреи”. В шеститомной “Истории Великой Отечественной войны Советского Союза”, которая выходила с 1960 по 1965 год, о преследовании евреев нацистами упомянуто один раз в первом томе: “Значительное место в расистской пропаганде отводилось травле евреев, которые стали объектом самых диких гонений в Германии. Осенью 1938 года по стране прокатилась волна массовых еврейских погромов, организованных нацистами в целях разжигания шовинизма” (том I, с. 27–28). По мысли авторов, травля евреев на этом и закончилась – во всяком случае, больше этому вопросу не уделено ни строчки. И даже глава, посвященная трагедии Бабьего Яра, не является исключением.

Между тем книг по истории Великой Отечественной в эти годы становится все больше, школьники прилежно учат стихи и песни для “уроков мужества” и ездят на экскурсии по местам боевой славы, слушают страшные истории о зверствах нацистов. История же евреев во время войны продолжает старательно замалчиваться. В третьем издании Большой советской энциклопедии слово “евреи” отсутствует не только в статье “Великая Отечественная война”, но и в статье “Освенцим”.

Нельзя сказать, чтобы вся правда о трагедии еврейского народа стала известна сразу после войны даже и в европейских странах. Многим из них было что скрывать, многим было чего стыдиться. Далеко не сразу, с течением времени стали появляться музеи, мемориалы, памятные знаки на местах концентрационных лагерей, гетто и массовых расстрелов. Но в странах, находившихся под бдительным оком Старшего Брата, а потом и его преемников, шел обратный процесс. Какую удивительную изобретательность проявили те, кто хотел стереть память о земле, вздымавшейся над общими могилами, куда сбрасывали полуживых людей, о земле, пропитавшейся кровью “мирных советских жителей”! На месте Яновского концлагеря, куда со всей Галитчины свозились евреи, а “также другие особо опасные коммунисты”, были построены тюрьма и медвытрезвитель, а на месте расстрелов заключенных этого и еще двух львовских концлагерей, в Долине Смерти (так прозвали эти рвы местные жители), – собачий питомник и свинарник. В Одессе, на месте сараев, в которых заживо сожгли несколько тысяч евреев, высятся дома, неподалеку, в Одесской области, где мучили и расстреливали женщин и детей, – свалка. И так везде, повсюду на некогда оккупированных нацистами советских территориях – ни памятного знака, ни строчки, ни слова о жертвах-евреях.

В последние годы ситуация стала меняться к лучшему. Но далеко не все согласны с этим мириться. Поднимает голову российский ревизионизм – уже не замалчивание, а отрицание геноцида. Нелегко менять свою политику и местным властям постсоветского пространства. Даже после создания Международного мемориального фонда “Яновский лагерь” комиссия Львовского горсовета в 1993 году ответила отказом на предложение об установке памятного знака. И только после того, как организаторы собрали деньги за рубежом, было дано наконец принципальное согласие на воздвижение памятника жертвам. Волонтеры многих еврейских организаций заняты сейчас попытками воссоздать историю геноцида на территории Советского Союза. Открываются первые музеи Холокоста – в Москве, в Петербурге. Но не так легко группам активистов найти и в полной мере предать гласности то, что на протяжении полувека тщательно и профессионально пряталось, замалчивалось.

Евгений Евтушенко охарактеризовал это так: “Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание – это тоже убийство, убийство памяти”. А убийство памяти всегда грозит обернуться новой бедой.

Нельзя сказать, чтобы вся правда о трагедии еврейского народа стала известна сразу после войны даже и в европейских странах. Многим из них было что скрывать, многим было чего стыдиться. Далеко не сразу, с течением времени стали появляться музеи, мемориалы, памятные знаки на местах концентрационных лагерей, гетто и массовых расстрелов. Но в странах, находившихся под бдительным оком Старшего Брата, а потом и его преемников, шел обратный процесс. Какую удивительную изобретательность проявили те, кто хотел стереть память о земле, вздымавшейся над общими могилами, куда сбрасывали полуживых людей, о земле, пропитавшейся кровью “мирных советских жителей”! На месте Яновского концлагеря, куда со всей Галитчины свозились евреи, а “также другие особо опасные коммунисты”, были построены тюрьма и медвытрезвитель, а на месте расстрелов заключенных этого и еще двух львовских концлагерей, в Долине Смерти (так прозвали эти рвы местные жители), – собачий питомник и свинарник. В Одессе, на месте сараев, в которых заживо сожгли несколько тысяч евреев, высятся дома, неподалеку, в Одесской области, где мучили и расстреливали женщин и детей, – свалка. И так везде, повсюду на некогда оккупированных нацистами советских территориях – ни памятного знака, ни строчки, ни слова о жертвах-евреях.

В последние годы ситуация стала меняться к лучшему. Но далеко не все согласны с этим мириться. Поднимает голову российский ревизионизм – уже не замалчивание, а отрицание геноцида. Нелегко менять свою политику и местным властям постсоветского пространства. Даже после создания Международного мемориального фонда “Яновский лагерь” комиссия Львовского горсовета в 1993 году ответила отказом на предложение об установке памятного знака. И только после того, как организаторы собрали деньги за рубежом, было дано наконец принципальное согласие на воздвижение памятника жертвам. Волонтеры многих еврейских организаций заняты сейчас попытками воссоздать историю геноцида на территории Советского Союза. Открываются первые музеи Холокоста – в Москве, в Петербурге. Но не так легко группам активистов найти и в полной мере предать гласности то, что на протяжении полувека тщательно и профессионально пряталось, замалчивалось до 2000 года.

Только в этом году на одной из международных конференций было сказано о холокосте в открытую. После перестройки Российская сторона говорила об антисемитизме, как о великом грехе. Из всех стран учавствовавших в той конференции, только Швеция откликнулась на «зов» России, в то время, как остальные страны не желали говорить о холокосте , как о существовавшем когда-то явлении, или об антисемитизме, сущевствующем сейчас. Именно эта конференция и дала начало обсуждению проблем евреев на международной арене.

До сих пор существует движение «скинхедов». Они считают Гитлера своим идеалом. Они устраивают погромы магазинов и избивают евреев и людей, не принадлежащих к их нации. Этим современные нацисты проявляют  своё желание искоренить людей других национальностей из своей страны.

Основа их идеологии - идеология нацизма.

Российские скинхеды пытаются искоренить другие народы из России, как Гитлер уничтожал всех тех, кто не принадлежал к «немецкой общине». Но скинхеды не только действуют своими руками, но и вербуют сторонников, пропогандируя лозуг: «Россия для Русских». Они прививают людям идеологию нацизма.

Почему это движение возникло? Да потому, что после распада СССР экономика нашей страны была подорвана глобальной перестройкой России. Ведь именно из-за экономической отсталости после второй мировой войны в Германии появилось националистическое движение. Нацисты считали, что их страна отстала, и хотели выместить свою злость на эмигрантов из других стран, за то, что они процветают в их Германии. Фашисты раззоряли иностранцев, чтобы изгнать их из своей страны.

Можно спасти нашу страну от нацизма и антисемитизма. Нельзя допустить прихода к власти людей, которые желают уничтожить, искоренить другие народы из России. Также необходимо повышать социально-экономический уровень общества в нашей стране. Я убежден, что в экономически развитых странах сторонников национализма намного меньше.

Напрашивается один вывод: антисемитизм - беда всего мира, и по сей день он присутствует в нашем, современном обществе с давних времен. ВОВ показала всю ненависть к евреям не только нацистов, но и Сталина, хотя евреи тоже защищали и его страну, и его самого, и при этом евреи шли в бой с его именем на устах. Ведь столько евреев могли получить звание Героя СССР, но из них и четверти не получили «Героя». И даже после этого людям не давали прославлять евреев, чем была показана незаслуженная неблагодарность к евреям. Антисемитизм еще не искоренен и поэтому мы должны сделать это, чтобы евреи, выходя на улицы не боялись нападения на них.

В нашей стране по человечески остро должен стоять вопрос борьбы с антисемитизмом. Так как евреи внесли большой вклад собтвенной кровью в защиту нашей Родины от фашизма, в нашу Победу.

 

 

 

Литература, использованная:

Газета «Аргументы и факты» ;

Газета «История» №42,78 от 2000;

 «Холокост сопротивление возрождение»./Под ред. АльтманаИ.А.М.- Иерусалим, 2000.

Альтман И.А. Оккупационный режим на территории СССР и еврейское сопротивление. М.,2002  

КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ