В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2013 г., N 80
ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия»
является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
и не существует как юридическое лицо.

В настоящий момент вы находитесь на архивной версии сайта, которая не поддерживается и не обновляется.
ENG  RUS  FIN

Музей "Народное православие Карелии"

Заведующий: Ершов Виктор Петрович
канд. педагогических наук, доцент кафедры философии КГПА

Адрес музея: г.Петрозаводск, пр.Ленина, 29, ауд.401

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Идея создания музея "Истории религии Карелии" возникла при кафедре философии в начале 80-х гг. Ее поддержал старший преподаватель кафедры А.Я.Степанов, читавший курс "Научного атеизма", партком и ректор А.Н.Бритвихин. В то время институт еще не имел статус университета. По уставу 1875 г. университеты обязаны иметь музеи. И в настоящее время в России действует около 300 университетских музеев различных профилей.

Сбор материала для первых экспозиций музея проводился 8 лет: это экспедиции по районам Карелии, туристические походы, фольклорные практики, студенческие дарения. Большую помощь оказал институт истории, языка и литературы (ИЯЛИ), профессора Ю.А.Савватеев и С.И.Кочкуркина.

В 1986 г. приступили к разработке концепции музея и созданию тематико-экспозиционных планов. Много времени отнимала научная обработка экспонатов. Вся работа проводилась на общественных началах.

В 1987 г. было выделено помещение, на факультете ИПФ изготовили витрины, планшеты и все прочие необходимые детали.

В октябре 1988 г. музей был готов. Открытию музея Карельское ТВ посвятило 2 передачи.

Техническое обеспечение: в декабре 2003г. приобретены: видеомагнитофон и телевизор.

Для чего создавался музей

Разрабатывая концепцию, мы считали, что музей должен помогать осуществлять в учебном процессе принципы КРАЕВЕДЕНИЯ и НАГЛЯДНОСТИ. Читаемый в то время курс "Научного атеизма" предполагал не столько голословное отрицание религии, сколько ее изучение, знакомство с ее конкретными формами бытования среди населения, начиная с древнейших времен, с традиционной культурой населения (этнографией, фольклором, народным искусством). Краеведческий принцип определил содержание экспозиций: становление и бытование православия в Карелии, отношение населения к церкви, историю старообрядчества (Выго-Лексинский монастырь), его материальную и духовную культуру, влияние Выгореции на культуру, экономику края; атеизм в Карелии - от деструктивных форм до создания социологической лаборатории (рук. А.Я.Степанов).

Принцип наглядности способствовал формированию интереса к читаемому курсу, более продуктивному проведению занятий. Материалы музея использовались на семинарах и лекциях, проводились экскурсии, писались рефераты. Главная задача музея заключалась в том, чтобы сформировать у будущих учителей интерес к раз-личным формам бытования религии, к религии как объекту изучения, к проявлениям народной жизни в сфере религии - памятникам культуры и истории, к обрядам и народным верованиям, к традиционным вещам, которыми пользовались жители. В 2000 году в музее проведена реконструкция.

ФОНДЫ МУЗЕЯ

Музей - это прежде всего, подлинники, памятники духовной и материальной культуры. В настоящее время в фондах музея насчитывается:

Общая площадь музея - несколько больше 35 кв. м.

Основной фонд - 679 экспонатов.

Вспомогательный фонд - 601 экспонат.

В экспозициях используется не более 30%.

Ежегодно ведется работа по сбору экспонатов для музея, примерно, до 30 экспонатов в год. В основном, это дарения студентов и посетителей музея.

Фонды - основная проблема музея. Они требуют научной обработки, правильного хранения, реставрации, обработки. Поясню, что это значит. Все металлические экспонаты нуждаются в очистке от коррозии и покрытии специальным составом. Это сложный и долговременный процесс. Тканевые материалы (особенно, шерстяные) необходимо сохранять от моли, просушивать, проветривать. Документальный фонд заболевает грибком. Обработка бумаги - трудоемкий процесс. Вся эта работа связана с ответственностью за сохранность экспонатов. К сожалению, ни средств, ни времени на это не отпускается. Все делается на общественных началах. В том числе и проведение экскурсий. Конечно, музею нужен лаборант. Даже уборка в музее требует времени. (Кто-то должен убирать! Протирать витрины и экспозиции от пыли...).

ЭКСПОЗИЦИИ

Экспозиции построены в хронологическом порядке - от родоплеменных религий наельников нашего края до становления православия и его различных проявлений.

ТЕМЫ ЭКСПОЗИЦИЙ

1. Древние культовые памятники Карелии. Экспозиция построена на основе использования графитовых копий онежских и беломорских петроглифов, фотографий могильников, лабиринтов, сеидов, антропоморфных скал.

2. Принятие православия.

3. Народное православие. Формы его проявления: вотивные предметы в жизни карел и вепсов, проявления дохристианских верований в свадебной, похоронной обрядности, в крестьянской жилой и хозяйственной архитектуре и т.д.

4. Крестьянская изба как языческий храм.

5. Народная резьба и вышивка.

6. Народная икона. Экспозиция построена на основе частной коллекции преподавателя В.П. Ершова.

7. Старообрядчество в Олонецком крае: Выголексинское общежительство. Памятники духовной и материальной культуры.

8. Семиотика традиционной вещи.

О ценности собранных материалов можно судить по их публикациям в ряде изданий: Каталог "Культура староверов Выга" П., 1994, стр. 107, 110-111. в монографии "Деревня Юккогуба и ее округа" П., 2000. Более 20-и статей написано в Карельскую энциклопедию, в которых использовались материалы музея (по старообрядчеству, атеизму). Материалами о Выгореции заинтересовались японские исследователи раскола. Ряд документов из фондов музея использовались в моей монографии "Мифо-поэтические истоки сюжета старообрядческой иконы 18 в. "Архангел Михаил - воевода".

В 2000г. была подготовлена телепередача "Тайна медного топора". А в 1999г. - "Выгореция - центр старообрядчества в Олонецком крае".
В 2003 г. два экспоната нашего музея (почтовый конверт 19 в. и почтовая открытка с тек-стом заговора) участвуют на выставке "Почта в Северном крае" г. Каргополь, Художественный музей (Н.И. Торгунова).

Материалы этого музея используются:

1. В экскурсионно-просветительской работе со студентами и школьниками. За 2002-2003 уч. год в музее побывало 53 экскурсии, примерно, 600 чел. Из них - 9 экскурсий из школ г. Петрозаводска.

2. Материалы музея начинают использовать преподаватели КГПУ, в частности, в музее занимаются студенты ТИПа, кафедра "культуры и дизайна" под руководством лаборанта С.Л.Балашовой. Студенты изучают технику старинной вышивки, копируют ее, учатся работать в традициях народного искусства. Изучается старинная домотканная одежда. Студент Агафонова А. писала диплом по мужской домотканной одежде, изучив ее в музее. Диплом студентки Левиной Г. был основан на материалах вышивок музея. 20 студентов копировали вышивки музея; 5 студентов ТИПа выбрали темами дипломов вышивки и костюм.

3. Преподаватели изобразительного искусства г.Петрозаводска через методическое объединение при Центре развития образования (рук. С.Л.Балашова) изучали материалы музея, чтобы их использовать в работе со школьниками.

4. На 2003-2004 учебный год разрабатывается проект "Народная культура" совместно с кафедрой "Изобразительного искусства и дизайна" (зав. каф. О.К.Нилова) по использованию в учебной работе материалов музея в изучении семантики народной вышивки.

5. Планируется музейная практика со студентами ТИПа (633 гр.) в музее с 1 июля 2003г. (рук. О.К. Нилова).

6. В помещении музея в 2003 году читался спецкурс "Символ в искусстве и жизни" для студентов отделения "Дизайн", ТИП.

7. На 2004-2005 гг. планируется подготовить каталог музея "Истории религии Карелии". Сделаны фотографии вышивок, икон, интерьеров, экспозиций музея, которые будут использоваться в каталоге.

8. В мае 2004 г. музей будет участвовать в выставке "Иконы св. Николая" с публикацией статьи икон в каталоге.

В научной работе музей сотрудничает с фольклористами, этнографами, археологами, историками, с музеями - краеведческим и изобразительных искусств.

При музее в 1999-2002 гг. работала проблемная группа студентов - 6 человек.

Экскурсии в музее проводятся для студентов во время чтения курса "Религиоведения", отдельные материалы используются на лекциях и семинарах в качестве наглядных пособий. Музей посещают по заявкам студенты факультетов и довольно часто - школьники Петрозаводска и близлежащих школ (Деревянка, Деревянное, Ладва - Ветка, Пряжа).
На следующий учебный год планирую этнографическую экспедицию в Заонежье.

ПУБЛИКАЦИИ О МУЗЕЕ

  1. В.Ершов. Мифологизация досюльной вещи. Сб. Актуальные проблемы ВУЗовских музеев в повышении уровня учебной и воспитательной работы (материалы конференции). П. 1990.
  2. В.Ершов. Тезисы доклада на 5 Всероссийской научно-практической конференции работников университетских музеев по проблеме "Музей и студент" Сыктывкар апр. 2001
  3. В.Ершов Среди вещей: опыт этнопедагогического рассказа о музее "Истории религии Карелии". Сб. Педагогический ВУЗ в XXIв. (Материалы межвузовской конференции 13015 ноября 2001)
  4. Зримое слово, (монография). М., Политиздат, 1987.
  5. Методический центр по атеизму в педагогическом ВУЗе. (Тезисы), сб. Совершенствова-ние форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и ВУЗе Ч.-2. П.,1990
  6. Музеи в пропаганде атеистических знаний, сб. Памятники культуры и мировоззрение. П. 1985.
  7. Как используются памятники истории и культуры в атеистической работе. Сб. "Атеизм и религия: вопросы и ответы". М. Политиздат 1986.
  8. Музеи в пропаганде атеистических знаний, сб. "Атеизм и религия: вопросы и ответы" М., Политиздат 1986.
  9. Этнографический материал в системе научно-атеистической работы со студентами. (Тезисы), сб. "Роль этнографии в идеологической работе и ускорении социально-экономического развития общества". Т-1, Омск, 1987.
  10. Создание методического центра в педагогическом институте. Сб. "Атеизм и религия: Вопросы и ответы". М., Политиздат, 1987.
  11. Этнокультурные традиции коренных народов Карелии в курсе "Истории религии и атеизма", сб. Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР". Омск, Т.-2, 1990.
  12. Экспонаты выговского происхождения в краеведческом музее г. Медвежьегорска и в музее Карельского пединститута. сб. "Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры", П., 1994.
  13. Мифологические реминисценции по поводу иконы "Архангел Михаил-воевода" сб. "Рябининские чтения-95" П., 1997.
  14. Пчелиный рой на старообрядческой иконе "Архангел Михаил - воевода", сб. Старообрядчество: История. Культура. Современность. М., 1998.
  15. Фольклорно-мифологические истоки иконы "Архангел Михаил - воевода", сб. Старообрядчество русского Севера. М.-Каргополь. 1998.
  16. "Краснушка" из Колгострова. сб. Кондопожский край в истории Карелии и России. П.-Кондопога. 2000.
  17. Плач об утраченном времени ( мифологическое время в сюжете иконы "Архангел Михаил - воевода", сб. Старообрядчество: История. Культура. Современность. М., 2000
  18. Труба - один из атрибутов всадника (Старообрядческая икона ХУШв. "Архангел Михаил - воевода"), ж. Старообрядчество: История. Культура. Современность. №5, 2000.
  19. Богоматерь и Никола в иконах-примитивах "Избранные святые" (К вопросу о нетрадиционном Деисусе) сб. Православие в Карелии. П. 2000.
  20. Доска для иконы (к вопросу о породе дерева, используемого для изготовления досок для икон), сб. "Свое" и "чужое" в культуре народов Европейского Севера. П., 2001.
  21. "Сборник изречений" из д.Кузаранда как памятник страннической рукописной литературы XX в. Сб. Русская историческая филология. Проблемы и перспективы. Доклады Всероссийской научной конференции памяти Н.А.Мещерского. П., 2001.
  22. Спасы-прародители, сб.-монография Юккогуба и ее окрестности. П. Изд.ПГУ, 2002.
  23. Огненное копье - каменный щит. сб. Музей и краеведение на европейском Севе-ре. П. 2001.
  24. Радуга-дуга! Не пей нашу воду. Сб. Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002.
  25. Огненное копье арх. Михаила сб. Старообрядчество: История. Культура. Современность. М. 2002.
  26. Ворота - рубеж между миром живых и мертвых (опыт монографического изу-чения иконы). Сб. "Свое и чужое" в культуре народов Севера". П., 2003.
  27. Предвечный младенец. Крылатые. На четырех углах земли. Эти три статьи напечатаны в сб. "Вера и разум" П., 2003.
  28. Ель - древо мертвых. Сб. Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. (Материалы 1У Международной научной конференции "Рябининские чтения - 2003". П. 2003.
  29. Статьи для Карельской энциклопедии, в которых использовались материалы музея:
    - Краеведение.
    - Краеведение школьное
    - Историко-географические исследования (16 - нач.20 в.).
    - Атеизм
    - Выго-Лексинское общежительство
    - Старообрядчество
    - Намогильники

Последнее обновление: --
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования РК Образовательный портал Карелии Фонд Новая Евразия Intel® «Обучение для будущего» Виртуальная педпрактика КГПА-ТВ Летописи КГПА none 

Логин:     

Пароль: