В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2013 г., N 80
ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия»
является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
и не существует как юридическое лицо.

В настоящий момент вы находитесь на архивной версии сайта, которая не поддерживается и не обновляется.
ENG  RUS  FIN

Международное сотрудничество

Проект "Вузы-побратимы" (Sister-colleges) 

 

 

 

 

  • В.Г.Прозоров "Мост дружбы, который построили мы" ("Учитель Карелии" от 17.09.09) http://praktika.karelia.ru/article/802
  • В.О.Павлов "Юбилейный лагерь" ("Учитель Карелии" от 17.09.09) http://praktika.karelia.ru/article/803

    Материалы международной конференции "Глобализация и возможности российско-американского сотрудничества в бизнесе, образовании и культуре".
    Екатеринбург, 2001. стр. 211-214.

    Владимир Прозоров
    (Карельский государственный педагогический университет)

    Томас Морган
    (Колледж Святой Схоластики, г. Дулут, Миннесота)

     

     

     

     

    Проект "вузы-побратимы": опыт двенадцати лет сотрудничества

         В последнее десятилетие количество самых разнообразных российско-американских программ обменов неизмеримо возросло. Однако мы полагаем, что наш опыт сотрудничества двух небольших вузов в провинциальных городах Росси и США представляет ценность и интерес. На своем уровне мы стремимся реализовать известный принцип "Think globally, act locally".

         Исходной точкой нашего проекта является заключение в 1987 г. соглашение о побратимских связях между городами Петрозаводском и Дулутом. Статус городов-побратимов дал возможность первоначальных контактов в рамках "гражданской дипломатии", а затем послужил своего рода "зонтиком" при установлении прямых партнерских отношений между школами, предприятиями и вузами. Соглашение между нашими вузами было подписано в марте 1990 г., а в июне мы уже принимали участников нашего первого "американского лагеря". С тех пор летние языковые лагеря проводятся ежегодно поочередно в Петрозаводске и Дулуте. Предстоящий следующим летом в Петрозаводске станет тринадцатым. При этом мы никогда не имели поддержки в виде государственных грантов. Экономические вопросы решаются, в основном, за счет трех источников: средств вузов, помощи местных спонсоров и взносов участников программы.

         За эти годы сложилась своя система, свои традиции, появились свои "ветераны". Студенты из США проводят несколько дней в Санкт-Петербурге и Москве, наши - уик-энд в Миннеаполисе/Сент-Поле. Количество студентов в группе обычно около двадцати. Поскольку наши гости - не "русисты", мы организуем для них занятия в трех разноуровневых группах, начиная с "нулевиков". Основное внимание уделяется практическим навыкам общения, поэтому очень часто студенты получают занятия по практическому применению только что пройденного материала - сделать покупку в магазине, спросить дорогу, отправить письмо и т.п. Таким образом весь город превращается в своего рода "языковую лабораторию". Кроме того, в программе лагеря - лекции на английском языке по истории и культуре России и Карелии, встречи с политическими деятелями, предпринимателями, экскурсии, пикники и т.п. Вместе с тем мы стараемся не слишком "заорганизовывать" программу, оставляя время на личные контакты и поиск собственного "русского приключения".

         В лагере в Дулуте акцент ставится не столько на изучении языка (российские студенты и так говорят достаточно бегло), сколько на различных сторонах культуры и общественной жизни США. Занятия идут по аспектам "американский короткий рассказ", "современные проблемы американского общества", "индейская культура", "американский английский". И здесь налицо "практическая направленность". Например, на занятие, посвященное преступности в США, в сопровождении охранника явились пять самых настоящих преступников, поведавших свои истории "преступления и наказания". А в качестве "закрепления материала" последовала экскурсия в федеральную тюрьму.

         Сегодня по экономическим соображениям российские вузы переходят от программ обменов к обучению иностранных студентов, но мы считаем необходимым сохранение "улицы с двухсторонним движением". Только таким образом можно добиться равноправного партнерства, полноценного "диалога культур", устойчивости институциональных и личных контактов.

         С самого начал в нашем сотрудничестве особое внимание придавалось "человеческому измерению". Участники лагеря - не туристы, наблюдающие жизнь другой страны через стекло автобусного окна. Главная идея проекта заключается в том, чтобы молодые люди узнавали другую культуру через "погружение" в повседневную жизнь, через личные отношения, через другого человека. Действует принцип "смены ролей":: в Петрозаводске наши студенты выступают в роли "учителей", открывая для "гостей" Россию, а через год в Америке "учителя" и "ученики" меняются местами.

         Каждый лагерь завершается письменным "evaluation" и устным обсуждением впечатлений, сопоставлением ожиданий и реальности, сравнением черт сходства и различия. В результате, на практическом уровне развиваются навыки межнационального и межкультурного общения. Знакомство с жизнью другой страны заставляет молодых людей задуматься над вопросами взаимодействия культур, национальной принадлежности и самоидентификации.

         За минувшие годы наше сотрудничество расширилось и приобрело системный характер. Ежегодные летние лагеря дополнены долгосрочными (три-четыре месяца) стажировками в течение учебного года, что дает возможность вернуться в вуз-побратим на более длительный срок и в новом качестве. С 1997 г. действует подпрограмма "Debate Club". Прошли четыре обмена, в ходе которых смешанные российско-американские команды студентов обсуждали различные актуальные темы: целесообразность расширение НАТО, применение смертной казни и др.

         Сотрудничество с колледжем-побратимом оказало чрезвычайно позитивное воздействие на уровень преподавания. Абсолютно все преподаватели прошли стажировку, многие по 2-3 раза. За эти годы КГПУ принимал трех фулбрайтовских стипендиатов из колледжа-побратима В свою очередь, целый ряд преподавателей кафедры стали стипендиатами американских программ (один Фулбрайт, четыре - JFDP, и др.). В учебный план введены новые оригинальные спецкурсы, например, "Социальная история США ХХ века через кино". Преподавателями кафедры подготовлен и выпущен ряд учебных пособий по американскому английскому, книг по литературе США и др. С помощью гранта Государственного департамента США (Local Initiative Grant Program) весной 2001 г. проведен недельный семинар "История и культура США: 1950-2000" для преподавателей школ и вузов Северо-запада России. Расширена тематика дипломных работ студентов за счет междисциплинарных "американских исследований". Заметно улучшилось обеспеченность кафедры аутентичными учебными материалами, выросли библиотека и видеотека.

         В последние годы благодаря нашему сотрудничеству на кафедре постоянно работает преподаватель из США, а сейчас, даже два (при этом оба - бывшие "лагерники"). Студенты английского отделения получили дополнительный важный стимул для учебы (уместно подчеркнуть, что отбор участников летнего лагеря зависит не от финансовых возможностей родителей, а от качества учебы и степени участия в проекте). Это помогает им в последние годы успешно участвовать в конкурсах на обучение в США по программе Freedom Support Act.

         В свою очередь, "русская программа" помогает поддерживать изучение русского языка в Дулуте, где несмотря на многие объективные трудности оно не прерывается все эти годы. Студенты и молодые преподаватели из КГПУ во время стажировок выступают в роли ассистентов на занятиях по русскому языку, ведут "русский клуб", участвуют в студенческой жизни, стимулируя интерес к России и помогая "рекрутировать" новых участников программы.

         На основе сотрудничества вузов мы проводим собственные кросс-культурные исследования. Среди них - изучение эволюции восприятия американской массовой культуры российской молодежью, сравнительное исследование ценностных ориентаций российских и американских девушек-студенток. По этим и другим аспектам программы были сделаны доклады на международных конференциях по американистике в Хельсинки (1996), Минске (1997), Москве (1999), а также на конференция выпускников программы JFDP в Санкт-Петербурге (октябрь 2000).

         В общей сложности за двенадцать лет сотрудничества более 300 российских и американских студентов стали участниками проекта "вузы-побратимы". Сыграно несколько "лагерных свадеб", в четырех семьях подрастают уже и "международные дети". Главный итог и достижение проекта мы видим в том, что его участники из молодого поколения американцев и россиян всегда будут смотреть друг на друга как на друзей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


Последнее обновление: --
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования РК Образовательный портал Карелии Фонд Новая Евразия Intel® «Обучение для будущего» Виртуальная педпрактика КГПА-ТВ Летописи КГПА none 

Логин:     

Пароль: