В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2013 г., N 80
ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия»
является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
и не существует как юридическое лицо.

В настоящий момент вы находитесь на архивной версии сайта, которая не поддерживается и не обновляется.
ENG  RUS  FIN

О поколении, потерявшем жизненные ориентиры...

18.02.2013

18 февраля в кинотеатре «Премьер» в рамках предпрофессионального конкурса педагогического мастерства студентов факультета начального образования КГПА «Учитель Будущего» прошел просмотр и обсуждение художественного фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна».
Среди других известных фильмов Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» выделяется в первую очередь тем, что это первый фильм режиссёра на молодёжную тему и его первый фильм, снятый в жанре социальной психологической драмы. По сюжету фильма учительнице Елене Сергеевне одиноко, ее мама тяжело больна. Конечно, Елена Сергеевна очень обрадовалась, когда ее пришли поздравить с днем рождения четверо ребят из выпускного класса. Но пришли они только потому, что у Елены Сергеевны ключ от шкафа с экзаменационными работами…
Дискуссию со студентами 1-4 курсов ФНО вела доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ФНО Ефлова Зинаида Борисовна. Студенты с энтузиазмом и интересом участвовали в обсуждении фильма, высказывали свое мнение по поводу поступков героев ленты, выдвигали предположения о дальнейшем развитии событий. Студенты отметили, что данный фильм является достаточно сложным и поднимает проблему сознательного выбора человека между подлостью, обеспечивающей личное благополучие, и совестью, честью, порядочностью, достоинством.
«Всегда, при любой ситуации быть человеком» - казалось бы, банальные понятные слова, слышимые каждым с раннего детства от родителей, учителей, наставников, преподавателей. Частотность употребления этих слов превратила их в нечто, подобное крылатому выражению с абстрактным значением. А что это значит: быть человеком, просто ли это и возможно ли, когда вокруг так много соблазнов? Признайтесь, иногда трудно не сделать выбор в пользу непосредственно ощущаемого комфорта, выгоды, когда на другой чаше весов оказываются абстрактные, хотя бы и красивые, слова.
Основной идеей фильма «Дорогая Елена Сергеевна» является проблема сознательного выбора человека между подлостью, обеспечивающей личное благополучие, и совестью, честью, порядочностью, достоинством. Можно ли не пренебрегать моральными законами? И новое поколение, вчерашние школьники, отвечает: «Можно! И даже нужно!», потому что оно вне этих законов, кажущихся ему наивными, устаревшими и нецелесообразными. Прагматика стала основным законом свободной молодежи.
Конфликт, разыгранный в данном фильме, не такой уж и простой, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, это конфликт классический, если рассмотреть его в аспекте отношения «отцов» и «детей». И в этом смысле тут все прозрачно: новое, вооружившись более актуальными для своего времени знанием и идеологией, опровергает декадентство старого. Возможные пути решения данного конфликта со всей подробностью описаны в классической литературе. Во-вторых, данный конфликт имеет временную характеристику. «Перестройка» и предшествующие ей годы брежневского застоя стали плодотворной почвой для семени сомнения, проросшего в итоге в абсолютный нигилизм, перед которым идеологические убеждения Евгения Базарова меркнут и начинают казаться заигрыванием Моськи со слоном. Что же получается? – Дети, обоснованно отвергнувшие идеалы политического строя, промахи и прорехи которого с каждым годом очевиднее, по инерции отрицания стали подвергать сомнению мораль, этику, гуманизм. Духовные ценности в сознании поколения 80-х странным образом трансформировались в условность: клише и лозунги по типу: «Учиться, учиться и еще раз учиться!», «Во благо и процветание Родины!», «Светлые заветы Ильича» и т.д. Любовь, сострадание, совесть, ответственность, Родина – все это превратилось в груду транспарантов и портретов, пылящихся в «ленинской комнате», редкое использование которых носит ритуальный характер и не имеет никакого целесообразного значения. И с этого места конфликт выходит за пределы идеологических и морально-этических рамок и разрастается до масштабов философского/бытийного.
Поколение, потерявшее жизненные ориентиры, превратилось в сборище циничных, прагматичных потребителей. Елена Сергеевна, не подозревая о масштабах развращенности душ своих учеников, пытается вразумить ребят, протянуть им руку помощи. Но все ее призывы, увещевания воспринимаются ими как дидактический ликбез, «говорильня», которая так надоела в школе, в газетах, по телевизору. Прикрываясь теорией сверхличности, ценностями «американской мечты», подростки пытаются обосновать, оправдать свои беспрецедентные по своей подлости поступки: подмена экзаменационных работ, вымогательство у учителя ключа, обыск квартиры, инсценировка изнасилования и т.д. «И я не знаю, есть ли та грань, которую вы не могли бы перейти…» - делает вывод Елена Сергеевна, потрясенная услышанным и увиденным за вечер.
Тост учителя «За то, чтоб в любой ситуации оставаться человеком» был не услышан ребятами. В этот же вечер каждый из них забыл о том, что значит быть человеком, предав, унизив, возгордившись, украв и, в конце концов, убив.
Текст предоставила Алла Трифонова



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования РК Образовательный портал Карелии Фонд Новая Евразия Intel® «Обучение для будущего» Виртуальная педпрактика КГПА-ТВ Летописи КГПА none 

Логин:     

Пароль: