tn00605a.gif (2512 bytes)

wpe5.jpg (5061 bytes)

[ Back ] [ Home ] [ Next ]

Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству в Карельское отделение Русского географического общества

Up

Абитуриенту

Отчёт по экзаменам за 2002 г.

Экзамен по географии для поступления на естественно-географический факультет Карельского государственного педагогического университета на специальности «биология, география, химия» и «география, биология, химия» проводился 17 (группы 005, 006) и 20 (группы 001, 002) июля. 16 июля было проведено собеседование с медалистами и абитуриентами, поступающими на специальности «география и английский язык» и «геогра-фия и информатика». В конце мая и начале июня были проведены единые экзамены для выпускников лицеев № 13 и 40, школ 27, 34, 36, 37, 48 г. Петрозаводска, а также на подготовительном отделении.

В состав экзаменационной комиссии входили:

1. Антонова Р.Ф., председатель предметной комиссии, доцент кафедры гео-графии, к.г.н.;

2. Потахин С.Б., заведующий кафедрой географии, доцент, к.г.н.;

3. Вага Т.В., старший преподаватель кафедры географии;

4. Станкевич О.В., завуч школы № 13 г. Петрозаводска;

5. Фалев С.В., зам. директора РИЦ Карельского фонда развития образования.

Для вступительных испытаний были использованы билеты, составленные на осно-ве школьной программы преподавателями кафедры географии Р.Ф. Антоновой и С.Б. Потахиным в 2001 году. Несколько вопросов экзаменационных билетов было ликвидировано в связи со сложностью трактовки и смысловой нагрузки. В итоге абитуриентам был предложен комплект из 41 билета, включающих по два вопроса. С 1 по 15 июля подготовительные курсы для абитуриентов традиционно провела учитель школы № 27 г. Петрозаводска О.В. Виноградова. Консультации 16 и 19 июля провела Р.Ф. Антонова.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГЕОГРАФИИ

Вступительный экзамен по географии сдавало 82 абитуриента, что на 21 человек больше, чем в предыдущем 2001 году, и на 12 больше, чем в 2000 году. Из них: проживают в Петрозаводске – 47 человек, в РК - 32 человека, за пределами РК – 3 человек. Третий год подряд не было конкурсного разделения на специальности «география» и «биология». Абитуриенты получили следующие оценки: «пять» - 35 человек, «четыре» - 29 человек, «три» - 16 человека, «два» - 3 человека. Одним абитуриентом, В. Егуновым, было подано заявление в приемную комиссию на аппеляцию. Заявление было рассмотрено чле-нами предметной комиссии (Антонова Р.Ф., Потахин С.Б., Вага Т.В.) и ответственным секретарем приемной комиссии Н.М. Карпиковой в день сдачи экзамена (17 июля). В итоге неудовлетворительная оценка ответа Егунова В. была изменена на оценку «три». Средний балл – 4,18. Наибольший балл набрали учащиеся Пряжинского района (4,75), а также абитуриентка с г.Подпорожье (Ленинградская область) и абитуриент из п. Новая Вилга – по 5 баллов. Остальные сведения представлены в таблицах, составленных ЦНИТО.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриенты г. Петрозаводска составили 57,3 % поступавших, школ районов Рес-публики Карелия – 39 %. Примерно 4 % составили абитуриенты из Мурманской и Ленинградской областей. Наибольшее количество абитуриентов было из лицея № 13 г. Петроза-водска (7 чел.), школы № 48 (4 чел.) и лицея № 40 (3 чел.). Лучшие ответы были у выпускников следующих школ: 29 школа г. Петрозаводска (Иванов И.), 11 школа г. Петрозаводска (Белокурова Н.), 38 школа г. Петрозаводска (Шишенко А.), п. Новая Вилга Прионежского района (Геттоев Д.), п. Пяозерский Лоухского района (Савельева И.), г. Питкяранта (Заболотских А.), г. Подпорожье Ленинградской об-ласти (Брендоева М.), п. Сосновец Беломорского района (Митрофанова М.), п. Муезерка (Филиппова К.), п. Вяртсиля Сортавальского района (Курочкина В.). Ответы этих абиту-риентов отмечались структурированностью, логичностью, иллюстративностью, четкостью и грамотностью выводов. Хочется отметить блестящий ответ Сидорук А. (школа № 8 г. Петрозаводска) по такому сложному вопросу как «Тектоническое строение и рельеф России». Оценку «два» получили трое абитуриентов: Трусихина В. (п. Салми Питкярантского района), Егунов В. (школа № 39 г. Петрозаводска) и Соколов В. (школа № 8 г. Петрозаводска). Довольно слабые ответы были у ряда абитуриентов, получивших оценку «три». При сравнительном анализе результатов экзамена по географии членами предмет-ной комиссии был сделан вывод о более высоком уровне подготовки и содержании отве-тов абитуриентов, претендующих на обучение по доминирующей специальности «геогра-фия». Ответы практически всех абитуриентов (специальность «биология») были более слабыми, показанные знания - менее глубокими и содержательными. Подобная тенденция прослеживается и в период обучения на ЕГФ по предметам географического цикла (за редким исключением некоторых групп «биологов» или «химиков», относящихся к про-цессу обучения с пристрастием).

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Следует отметить ежегодно повторяющуюся закономерность в ответах абитуриентов: практически никто из них не выходит за рамки школьной программы, не использует дополнительную информацию и личный опыт. Незнание типовых планов характеристик природных, экономических районов, государств, экономико-географического положения и т.п. безусловно снижает уровень большинства абитуриентов. Необходимо выделить не-умение выпускников школ самостоятельно выстраивать свой ответ на поставленные во-просы, пользоваться картами географических атласов, выявлять закономерности, взаимо-связи между компонентами географической оболочки, а также комплексно использовать знания по различным географическим дисциплинам. Слабые знания географической но-менклатуры, топографии и картографии, астрономии, политической географии, этногра-фии и экономики показывают абитуриенты из года в год. На вступительных экзаменах по географии 2002 года вызвали затруднение сле-дующие темы: «Понятие о масштабе», «Понятия «погода» и «климат», «Литосфера Земли. Литосферные плиты», «Моря, омывающие территорию России», «Современное материко-вое и горное оледенение», «Экономико-географическая характеристика Африки», «Эко-номико-географическая характеристика Зарубежной Азии», «Политические и социально-экономические различия Африки (Латинской Америки)», «Понятие о биосфере. Разнооб-разие жизни на Земле». Были даны полные и грамотные ответы на следующие вопросы: «Минералы и гор-ные породы», «Физико-географическая характеристика Карелии», «Физико-географическая характеристика Евразии», «Мировое хозяйство и его структура», «Эконо-мико-географическая характеристика одного из развитых государств».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

Все высказанные в предыдущих отчетах предложения по улучшению качества под-готовки учащихся являются актуальными и востребованными. В дополнение можно вы-сказать следующие предложения:

• необходимо проводить спецкурсы по повторению и обобщению знаний по геогра-фии с учащимися 11-х классов, планирующих поступление на географические фа-культеты;

• проводить подготовку учащихся на предмет выработки умений и навыков сдачи экзаменов в целом: отбирать главное при ответе, структурировать ответ, формули-ровать устно и «на бумаге» свои мысли, соблюдать регламент ответа, отвечать на дополнительные вопросы, использовать комплексный подход по всем направлени-ям и по профилю: развивать географическое мышление и язык, повторять гео-графическую номенклатуру, четко знать планы типовых характеристик, уметь пользоваться картографическим материалом и т.д.

• активно вовлекать перспективных абитуриентов-географов в научно-исследовательскую работу: участие в научных конференциях в школе и по про-грамме «Шаг в будущее», экспедициях, полевых практиках, лагерях, авторских на-учно-практических экспериментах.

Некоторые вопросы, входящие в перечень вступительных экзаменов, необходимо откорректировать или даже изъять. Вопрос «Экономико-географическая характеристика Зарубежной Азии» необходимо разбить на ряд вопросов, касающихся отдельных регионов Азии – Южную, Юго-Восточную, Юго-Западную, Восточную. В билете № 38 следует ос-тавить лишь физико-географическую характеристику Австралии, т.к. Океания в школьном курсе географии практически не изучается. Вопрос о биосфере и разнообразии жизни на Земле рекомендуем исключить из списка контрольных вопросов. Материал о биосфере как особой оболочке или аналоге географической оболочки абитуриент сможет раскрыть в билете № 31. Разнообразие растительного и животного мира можно отразить в вопросе о природных зонах, который следует сформулировать отдельно и включить в билет № 28 (вместо «биосферы»). Общее представление о природных зонах дается в трактовке ответа на вопрос о свойствах географической оболочки (билет № 32). Полную информацию об итогах экзаменов по географии необходимо опубликовать на сайте вуза, а также ознакомить с ней учителей школ г. Петрозаводска на заседании ме-тодического объединения географов.

Из "Программы вступительных экзаменов в Карельский государственный педагогический университет"

Составитель раздела "География" - Н.Б.Полевщикова, доцент кафедры географии

В 1999 году Карельский государственный педагогический университет объявляет прием на дневное отделение по специальностям: ... география, биология и химия (география и биология устно, сочинение - зачетный экзамен) ...

Прием заявлений на дневное обучение проводится с 25 июня до 15 июля, вступительные экзамены: с 16 до 31 июля. Для поступающих в университет организуются платные подготовительные курсы с 1 по 14 июля. С 13 июля на время вступительных экзаменов всем иногородним абитуриентам предоставляется общежитие

Адрес университета: 185680, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17. Телефоны: 77-75-31 и 77-31-53

Прочитайте! Программа по географии

Система оценки знаний абитуриентов, сдающих вступительный экзамен по географии

При оценке знаний абитуриентов, сдающих вступительный устный экзамен по географии необходимо придерживаться требований, предъявляемых учащимся общеобразовательных школ. В частности, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, знание научной терминологии, понятий и определений, а также географической номенклатуры в рамках школьной физической и социально-экономической географии
  • грамотное и логичное изложение материала
  • общегеографическую эрудицию

Оценка “5” ставится в случае, если:

  • полностью раскрыто содержание материала в объеме программы и учебников
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины
  • для аргументации использованы примеры, выходящие за рамки школьной программы (жизненный опыт абитуриента, данные средств массовой информации и т.д.)
  • ответ осознанный, логичный

Оценка “4” ставится в случае, если:

  • раскрыто основное содержание материала
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины
  • ответ самостоятельный
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях

Оценка “3” ставится в случае, если:

  • содержание учебного материала изложено фрагментарно, не всегда последовательно
  • определения понятий недостаточно четкие
  • не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении
  • слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.)
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Оценка “2” ставится в случае, если:

  • основное содержание вопроса не раскрыто
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Прочитайте! Методическое пособие для подготовки поступающих на естественно-географический факультет КГПУ

поиск

Send e-mail to: geo@kspu.karelia.ru

Design of A.V. Tolstikov. Последнее обновление: 10 декабря 2002 г