Из пособия
Контрольные
работы и методические рекомендации по географии
для подготовки поступающих на
естественно-географический факультет КГПУ
(контрольные
вопросы и задания каждого раздела имеются в
брошюре, которую можно приобрести на кафедре
географии КГПУ)
Общие указания.
На экзамене по географии, поступающие в
высшее учебное заведение должны
Знать:
основные закономерности эволюции
географической оболочки и процессы,
происходящие в ней;
основные географические понятия;
логические схемы описания физико- и
экономико-географических объектов;
основные принципы размещения производства и
уметь показать их применение на примере
отдельных отраслей народного хозяйства России;
Уметь:
- свободно ориентироваться по картам: физическим,
экономическим и политико-административным;
- работать над планом местности, с картами
различных типов, глобусом, пользоваться
инструментарием географических атласов;
- анализировать статистические материалы;
- давать связную характеристику компонентов
природной среды (рельефа, климата, вод, почв,
растительности, животного мира) и показывать
основные взаимосвязи между отдельными
компонентами природных комплексов;
характеризовать природные комплексы различного
ранга;
- давать хозяйственную оценку природным
условиям, показывать связи между природной
средой и хозяйственной деятельностью человека;
- давать социально-экономическую характеристику
регионов, групп стран, отдельных стран;
характеризовать мировое хозяйство и
международное географическое разделение труда;
- пользоваться приборами для работы на местности
и наблюдений за погодой, объяснять принцип их
работы.
Требования к выполнению
контрольных работ. Для
выполнения контрольных работ необходимо
использовать школьные учебники, составленные по
новым, существующим ныне программам, атласы,
энциклопедические словари географических
терминов и другую справочную литературу по
географии, а также рекомендованный в программе
список литературы. Слушатель подготовительных
курсов в течение учебного года должен выполнить 4
контрольные работы. Требования
к выполнению и оформлению контрольных работ:
- работа выполняется строго в указанный срок;
- работа выполняется письменно в тетради или на
отдельных листах белой бумаги формата А 4;
- задание переписывается полностью, таблицы
перечерчиваются;
- задания на контурных картах могут выполняться
на их копиях, выполненных с помощью компьютера,
ксерокса или вручную;
- необходимо подкреплять определения
географических понятий примерами;
- показывать взаимосвязи географических
компонентов;
- по возможности, использовать краеведческий
материал;
- работа выполняется аккуратно, разборчивым
почерком, без сокращения слов; при необходимости
делаются рисунки (можно в цвете), схемы, графики
для доказательства или пояснения своих выводов и
рассуждений;
- в конце всего текста указывается литература,
которая использовалась при написании работы;
- не допускается использование рисунков, таблиц,
графиков и т. п., вырезанных из печатных изданий;
- работы, оформленные на пишущей машинке или
компьютере должны быть выполнены в едином стиле:
поля (для формата А 4) - верхнее и нижнее по 2 см,
левое - 3 см, правое - 1,5 см. Межстрочный интервал
печати - 1,5, размер печати (при использовании
компьютера) - 12 пт.
- к
онтурные карты
оформляются аккуратно, цветными
пастами, гелевыми или капиллярными ручками,
цветными карандашами. Оформление фломастерами
недопустимо. Каждая карта должна быть подписана
в соответствии с изображаемой информацией.
Контрольная работа № 1
План
и карта. Понятие о горизонте и линии горизонта.
Способы ориентирования на местности. Понятие о
масштабе. Измерение расстояний с помощью
масштаба. План и карта. Отличие географической
карты от плана местности. Градусная сеть на
глобусе и карте, ее элементы. Определение
географических координат. Определение
расстояний по градусной сети. Значение плана и
карты в жизни и хозяйственной деятельности
человека. Форма, размеры и движение Земли. Место Земли в Солнечной
системе. Форма и размеры Земли. Современные
доказательства шарообразности Земли. Суточное
вращение Земли. Годовое вращение Земли. Тропики и
полярные круги. Отклоняющая сила (сила
Кориолиса). Контрольные вопросы и
задания.
Атмосфера. Погода и климат. Понятие об атмосфере. Состав,
строение и основные свойства атмосферы.
Изменение температуры воздуха с высотой и на
поверхности Земли. Давление атмосферы и его
измерение. Понятия “циклон”, “антициклон”,
“атмосферный фронт”. Ветры и их происхождение.
Атмосферные осадки, их образование и
распределение на поверхности земного шара.
Понятия “погода” и “климат”. Понятие о
воздушной массе. Циркуляция атмосферы.
Климатические пояса и области Земли.
Климатообразующие факторы. Влияние климата на
расселение, жизнь и хозяйственную деятельность
человека. Экологические проблемы атмосферы и
пути их решения. Контрольные вопросы и задания.
Гидросфера. Подземные
воды, источники. Их использование. Понятия
“река”, “речная долина”. Части реки и долины.
Речная система, бассейн, водоразделы. Главные
реки материков. Питание и режим рек. Озера,
основные типы озер по происхождению озерных
котловин. Болота, различия их по типу питания.
Хозяйственное значение озер и болот. Основные
озера частей света. Понятие “многолетняя
мерзлота”. Ледники и их роль в хозяйственной
деятельности человека. Экологические проблемы
пресных вод и пути их решения. Мировой океан.
Рельеф дна океана. Понятие “водная масса”.
Соленость, температура, движение вод океана.
Природные комплексы океана. Роль Мирового
океана. Экологические проблемы Мирового океана и
пути их решения. Контрольные вопросы и задания.
Литосфера. Внутреннее
строение Земли. Понятие о земной коре: ее
неоднородность, движения. Минералы и горные
породы, слагающие литосферу. Формы и высота
земной поверхности. Рельеф как результат
взаимодействия внутренних и внешних процессов.
Теория движения литосферных плит. Главнейшие
равнины и плоскогорья частей света. Горы и горные
страны. Горы складчатые, глыбовые,
складчато-глыбовые. Эпохи горообразования.
Главнейшие горные системы суши и дна океанов.
Значение рельефа в расселении и хозяйственной
деятельности человека. Полезные ископаемые.
Антропогенное воздействие на рельеф. Контрольные вопросы и
задания.
Географические комплексы. Понятие
о географической оболочке. Свойства и
закономерности ее развития. Понятие “природный
комплекс”. Формирование природных комплексов
как результат длительного развития
географической оболочки. Природные зоны.
Зависимость распределения растительности от
климата. Значение природы для удовлетворения
потребностей человека. Ландшафты природные и
антропогенные. Природное районирование.
Прогнозы изменения природы. Роль географической
науки в рациональном природопользовании. Контрольные вопросы и
задания.
Контрольная
работа № 2
Материки
и части света. Понятия “материк”, “часть
света”. Открытие русскими путешественниками
северо-западных берегов Америки. Открытие
Антарктиды русской экспедицией Фаддея
Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Изучение
Антарктиды. Великие географические открытия.
Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.
Открытие Х. Колумбом Америки. Путешествие Ф.
Магеллана. Зависимость распределения
растительности Земли от климата и рельефа (на
примере жаркого пояса Африки).
Физико-географический обзор материков: Южная и
Северная Америки, Австралия и Океания, Африка,
Евразия, Антарктида. Природные комплексы океанов
и морей. Контрольные
вопросы и задания.
Физическая география России и СНГ. Физико-географическое
положение России. Зависимость рельефа от
строения земной коры. Разнообразие рельефа на
территории России. Основные тектонические
структуры и время их возникновения. Складчатые и
платформенные области и связанные с ними
полезные ископаемые. Исчерпаемость полезных
ископаемых и их рациональное использование.
Климат России. Факторы, определяющие климат
России. Понятие “солнечная радиация”. Типы
господствующих воздушных масс на территории
России. Закономерности распределения тепла и
влаги на территории России. Движение циклонов и
антициклонов над территорией страны.
Синоптическая карта. Типы климатов на территории
России в пределах климатических поясов.
Климатические условия, агроклиматические
ресурсы России, их влияние на жизнь и
хозяйственную деятельность людей. Моря России.
Природа морей. Экологические проблемы морей
России и пути их решения. Великий Северный
морской путь. Озера России, их экологические
проблемы и пути их решения. Характеристика,
использование, охрана природных условий и
ресурсов природных районов России и СНГ.
Восточно-Европейская равнина, Карпаты, Крым,
Кавказ, Урал, Западно-Сибирская равнина,
Восточно-Сибирская равнина, Северо-Восточная
Сибирь, Дальний Восток, Казахстан, Средняя Азия. Контрольные вопросы и
задания.
Контрольная
работа № 3
Экономическая
и социальная география России. Оценка
экономико-географического положения России.
Оценка природных условий и ресурсов для
хозяйственной деятельности. Характеристика
населения России. Численность, естественный
прирост, миграция населения России. Трудовые
ресурсы России, их роль в развитии и размещении
хозяйства. Рациональное использование трудовых
ресурсов. Национальный и религиозный состав
населения России. Энергетика России, отраслевой
состав, значение. Топливная промышленность.
Задачи рационального использования топливных
ресурсов и защита окружающей среды.
Электроэнергетика России, ее роль в развитии
хозяйства страны. Типы электростанций.
Альтернативные источники энергии. Принципы
размещения различных типов электростанций.
Формирование Единой энергетической системы
страны. Черная металлургия России, ее значение в
народном хозяйстве. Принципы и проблемы
размещения черной металлургии. Основные
металлургические базы страны. Экологические
проблемы черной металлургии и пути их решения.
Цветная металлургия России, ее значение в
народном хозяйстве. Главные базы цветной
металлургии страны. Экологические проблемы
цветной металлургии и пути их решения.
Машиностроение России. Отраслевой состав.
Принципы размещения основных отраслей
машиностроения. Химическая промышленность
России. Ее значение для народного хозяйства.
Отраслевой состав. Принципы размещения основных
отраслей химической промышленности.
Экологические проблемы химической
промышленности и пути их решения. Лесная
промышленность России. Понятие
“лесопромышленный комплекс”. Принципы
размещения основных отраслей. Экологические
проблемы лесной промышленности и пути их
решения. Сельское хозяйство. Оценка
агроклиматических ресурсов России. Отраслевой
состав и принципы размещения основных отраслей
сельского хозяйства России. Пути интенсификации
сельского хозяйства. Новые формы организации
сельскохозяйственного производства в России.
Экологические проблемы сельского хозяйства и
пути их решения. Транспортный комплекс России.
Технико-экономические особенности отдельных
видов транспорта. Понятия “географическое
разделение труда”, “крупный экономический
район”. Сущность комплексного развития
хозяйства. Крупные экономические районы страны.
Понятие “территориально-производственный
комплекс (ТПК)”. Характеристика одного ТПК по
выбору абитуриента. Контрольные вопросы и задания.
Экономические районы России и СНГ. Экономико-географическая
характеристика Европейского Севера. Проблемы
охраны северной природы.
Экономико-географическая характеристика,
экологические и социально-экономические
проблемы Северо-Западной России, Центральной
России. Экономико-географическая
характеристика, экологические и социальные
проблемы Северо-Кавказского района, Уральского
района, Поволжского района.
Экономико-географическая характеристика
территориально-производственные комплексы,
экологические и социально-экономические
проблемы Западно-Сибирского района,
Восточно-Сибирского района, Дальнего Востока.
Экономико-географическая характеристика стран
Балтии, их роль в международном географическом
разделении труда. Экономико-географическая
характеристика Белоруссии, Казахстана, Украины,
их роль в СНГ и международном разделении труда.
Экономико-географическая характеристика
Молдавии. АПК Молдавии. Экономико-географическая
характеристика стран средней Азии: Узбекистан,
Туркменистан, Киргизия, Таджикистан.
Экологические проблемы и пути их решения. Роль
стран СНГ в международном разделении труда.
Экономико-географическая характеристика
Закавказья. Социально-экономические проблемы
региона. Контрольные
вопросы и задания.
Контрольная
работа № 4
Социально-экономическая
география мира. Численность населения мира и
ее динамика. Демографические проблемы
современного мира в разных странах. Понятие
“раса”. Расовый и этнический состав населения
мира. Мировые религии и их ведущие центры.
Политическая карта мира (основные этапы ее
формирования, особенности современного периода,
типы стран). Европа, Азия, Африка, Америка (история
формирования политической карты, роль в мире,
внутренние особенности, социально-экономические
и политические различия стран региона).
Международное географическое разделение труда.
Международная экономическая интеграция как
исторический процесс. Внешнеэкономические связи
и их виды. Экономико-географическая
характеристика одного из развивающихся
государств (по выбору абитуриента).
Экономико-географическая характеристика одного
из развитых государств (по выбору абитуриента). Контрольные вопросы
и задания.
Физическая и
социально-экономическая география Карелии (или своего субъекта
Российской Федерации). Физико-географическое
положение Карелии (или субъекта РФ).
Тектоническое и геологическое строение. История
формирования рельефа. Полезные ископаемые.
Климат и формирующие его факторы. Внутренние
воды и море, омывающее территорию. Почвы,
растительный и животный мир. Природные
комплексы. Экологические проблемы и охрана
природы на территории. Экономико-географическое
положение. Население территории (численность,
состав, размещение, динамика, занятость).
Специализация хозяйства в рамках
географического разделения труда в России.
Факторы, определяющие специализацию хозяйства.
Внешнеэкономические связи и участие в
международном разделении труда. Контрольные вопросы и
задания.
Географические
объекты (номенклатура). Знать положение, уметь показывать на
карте:
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка,
Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский,
Северный Ледовитый.
Моря: Черное, Каспийское, Аральское,
Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых,
Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово,
Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское,
Южно-Китайское, Аравийское, Красное, Средиземное,
Северное, Норвежское, Карибское, Саргассово.
Глубоководные желоба: Марианский,
Филлипинский, Перуанский, Чилийский,
Курило-Камчатский.
Подводные хребты: Северо-Атлантический,
Южно-Атлантический, Восточно-Тихоокеанское
поднятие, Южно-Тихоокеанское поднятие,
Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, Чукотское
поднятие, Восточно-Индийский, Западно-Индийский,
Аравийско-Индийский.
Проливы: Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале,
Карские Ворота, Керчинский, Беринга,
Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Мозамбикский,
Дрейка, Бассов, Босфор, Дарданеллы, Каттегат,
Скагеррак, Девисов.
Заливы: Бискайский, Финский, Ботнический,
Персидский, Бенгальский, Мексиканский,
Гвинейский, Большой Австралийский, Карпентария,
Гудзонов, Фанди, Кислая Губа, Пенжинская Губа.
Острова: Гренландия, Великобритания,
Ирландия, Исландия, Мадагаскар, Шри-Ланка,
Зондские, Калимантан (Борнео), Суматра, Сулавеси,
Ява, Новая Гвинея, Тасмания, Филиппинские,
Японские, Сахалин, Курильские, Командорские,
Новая Зеландия, Антильские, Куба, Гаити,
Баффинова Земля, Элсмир, Ньюфаундленд, Сицилия,
Корсика, Сардиния, Новая Земля, Новосибирские,
Шпицберген, Врангеля, Северная Земля, Кергелен,
Петра I, острова Океании, Гавайские, Алеутские,
Ратманова.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский,
Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатский, Ямал,
Индостан, Индокитай, Малакка, Корейский,
Апеннинский, Пиренейский, Пелопоннес,
Балканский, Крымский, Малая Азия, Сомали,
Лабрадор, Аляска, Калифорнийский, Юкатан,
Флорида, Кейп-Йорк, Антарктический.
Мысы: Челюскин, Флигели, Дежнёва, Рока, Пиай,
Игольный, Доброй Надежды, Эль-Абъяд, Рас-Хафун,
Альмади, Горн, Гальинас, Париньяс, Кабу-Бранку,
Марьято, Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз,
Йорк, Стип-Пойнт, Байрон, Юго-Восточный, Лопатка.
Горы и нагорья: Гималаи (г. Джомолунгма), Анды
(г. Аконкагуа, г. Анкоума), Кордильеры (г. Мак-Кинли
- Денали), Аппалачи, Альпы (г. Монблан), Карпаты (г.
Герлаховски Штит, г. Говерла), Пиренеи, Балканы,
Скандинавские, Кавказ (Эльбрус, Казбек, Арарат),
Копетдаг, Тянь-Шань (пик Победы), Тибет, Памир (пик
Коммунизма), Гиндукуш, Большой Хинган, Крымские
(г. Роман-Кош, г. Аю-Даг), Урал (г. Народная),
Тиманский кряж, Хибины, Алтай (г. Белуха), Саяны
(Западные и Восточные), Становое нагорье,
Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет
Черского, хребет Сунтар-Хаята, Колымское нагорье,
Корякское нагорье, Чукотское
нагорье, Сихотэ-Алинь, нагорье Тибести, нагорье
Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье,
Эфиопское (Абиссинское) нагорье, Большой
Водораздельный хребет, Бразильское нагорье,
Аппалачи.
Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка,
Этна, Гекла, Везувий, Кракатау, Фудзияма,
Попокатепетль, Орисаба, Котопахи, Камерун,
Килиманджаро, Эребус.
Плоскогорья: Восточно-Сибирское, Казахский
мелкосопочник, Приленское плато, Анабарское
плато, плато Путорана, горы Бырранга, Енисейский
кряж, плато Колорадо, Центральный массив
(Франция).
Возвышенности: Среднерусская возвышенность,
Приволжская, Приднепровская, Подольская,
Смолено-Московская, Ергеня, Общий Сырт, Северные
Увалы, Сибирские Увалы, Декан.
Равнины и низменности: Восточно-Европейская
(Русская), Западно-Сибирская, Северо-Сибирская,
Яно-Индигиркская, Колымская, Приамурская,
Туранская, Прикаспийская, Приднепровская,
Причерноморская, Индо-Гангская, Великая
Китайская, Месопотамская, Амазонская,
Ла-Платская, Оринокская, Примексиканская,
Приатлантическая, Миссисипская,
Центрально-Австралийская, Конго.
Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб, Ливийская,
Атакама, Наска, Каракум, Кызылкум, Тар,
Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Гоби, Большой Бассейн,
Невада, Большая песчаная, Большая пустыня
Виктории.
Реки: Амазонка, Ориноко, Парана, Миссисипи,
Миссури, Св. Лаврентия, Колорадо, Маккензи, Юкон,
Риу-Гранде, Енисей, Лена, Ангара, Колыма, Яна,
Индигирка, Обь, Иртыш, Аму-Дарья, Сыр-Дарья, Амур,
Волга, Кама, Днепр, Дон, Северная Двина, Западная
Двина, Нева, Буг, Эльба, Рейн, Висла, Дунай, Рона,
Луара, Сена, Темза, По, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг,
Брахмапутра, Янцзы, Хуанхе, Меконг, Конго, Нил,
Нигер, Замбези, Муррей, Дарлинг.
Водопады: Анхель, Игуасу, Ниагарский,
Виктория, Ливингстона, Кивач.
Озера: Байкал, Балхаш, Ладожское, Онежское,
Женевское, Венерн, Великие Американские озера
(Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио), Медвежье,
Большое Невольничье, Виннипег, Титикака,
Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Эйр, Мертвое
море.
Ледники: Федченко.
Морские течения: Гольфстрим, Канарское,
Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Куросиво,
Курильское, Северное Пассатное, Южное Пассатное,
Межпассатное (Тихоокеанские, Атлантические),
Бразильское, Северо-Тихоокеанское,
Калифорнийское, Перуанское, Течение Западных
Ветров.
Страны и группы стран: знать большую часть
стран Европы, Америки, Азии, Африки, их столицы,
промышленные центры; знать группы стран: “Страны
большой семерки”, страны ЕС, ЗЕС, страны ОПЕК,
новые индустриальные страны (НИС), страны НАТО,
АСЕАН, АНЗЮС, ЛААИ, АПЕК (Азиатско-Тихоокеанское
Экономическое Сотрудничество).
Города и крупные промышленные центры: столицы
государств, крупные города России и мира: Москва,
Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград,
Самара, Саратов, Ярославль, Пермь, Екатеринбург,
Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Курск, Орел,
Липецк, Воронеж, Белгород, Тула, Казань, Мурманск,
Петрозаводск, Архангельск, Астрахань, Краснодар,
Новороссийск, Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск,
Новокузнецк, Барнаул, Красноярск, Братск,
Иркутск, Норильск, Улан-Удэ, Чита, Кызыл,
Благовещенск, Хабаровск, Владивосток,
Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре,
Магадан, Анадырь, Якутск, Нью-Йорк, Филадельфия,
Бостон, Атланта, Новый Орлеан, Сан-Франциско,
Лос-Анжелес, Чикаго, Детройт, Кливленд, Сан-Паулу,
Рио-де-Жанейро, Бирмингем, Манчестер,
Ливерпуль, Роттердам, Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд,
Эссен, Гамбург, Страсбург, Марсель, Гавр, Ницца,
Женева, Милан, Генуя, Турин, Венеция, Стамбул,
Кейптаун, Йоханнесбург, Калькутта, Бомбей,
Мадрас, Шанхай, Нанкинь, Йокогама, Нагоя, Осака,
Нагасаки, Хиросима, Сидней, Мельбурн.
Мегалополисы: Бостон-Вашингтон (“Бос-Ваш”),
Чикаго-Питтсбург (“Чи-Питтс”), Сан-Франциско -
Сан-Диего (“Сан-Сан”), “Рейн” (Кёльн, Дуйсбург,
Дортмунд, Эссен и др.), “Токайдо” (Токио - г.
Осака), Лондон-Ливерпуль (“Лонд-Лив”).
Порты: Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм,
Лондон, Глазго, Ливерпуль, Гавр, Киль, Лиссабон,
Афины, Венеция, Стамбул, Констанца, Амстердам,
Роттердам, Марсель, Осло, Копенгаген, Новый
Орлеан, Сан-Франциско, Каракас, Порт-о-Пренс,
Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Гавана,
Кингстон, Кейптаун, Эль-Кувейт, Бомбей, Калькутта,
Рангун, Бангкок, Сингапур, Джакарта, Сидней,
Мельбурн, Токио, Йокогама,
Петропавловск-Камчатский, Владивосток,
Советская Гавань, Мурманск, Архангельск, Одесса,
Новороссийск, Севастополь.
Бассейны и месторождения полезных ископаемых:
КМА (Курская магнитная аномалия), Магнитогорск,
Благодать, Костомукша, Горная Шория, Печорский
бассейн, Подмосковный бассейн, Кузнецкий
бассейн, Норильск, Никель, Бокситогорск.
Промышленные районы и базы:
металлургические: Центральная, Уральская,
Сибирская, Украинская, Закавказская,
Казахстанская, Чикагский, Детройдский,
Питтстбургский, Саарский, Лотарингский, Рурский,
Верхнесилезский, Остравско-Карвинский,
Северо-Восточный (Великобритания), Осакский,
Аньшаньский, Баотоу;
химико-лесной комплекс:
Северо-Европейская, Центральная,
Волго-Уральская, Сибирская, Саскачеванский;
химической промышленности: Парижский,
Лондонский, Северо-Восточный (Великобритания),
Роттердамский, Антверпенский, Гамбургский,
Рурский, Верхнесилезский, Северо-Чешский,
Миланский, Шанхайский, Гуанчжоу, Абаданский.
Рекомендуемая литература:
- Атлас Карельской АССР. М.:
1989 г. - 40 с.
- Алексеев А.И., Николина В.В.
География:
население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл.
общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 1996. - 319 с.
- Барков А.С.
Словарь справочник по физической
географии: Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1958.
- 330 с.
- Берлянт А.М., Душина И.В., Неклюкова Н.П.,
Раковская Э.М.
Физическая география: Справ.
материалы: Кн. для учащихся среднего и старшего
возраста / А.М. Берлянт, И.В. Душина, Н.П. Неклюкова,
Э.М. Раковская -М.: Просвещение, 1994. - 288 с.
- Булатов В.Э., Каринский С.С., Новиков А.В.
Общая
география - экспериментальный учебник для 6
класса средних учебных заведений / Под ред. А.В.
Новикова. - М.: Мирос, 1994. - 168 с.
- Бунакова Т.М., Родионова И.А.
Пособие по
географии для поступающих в вузы. Тесты по
социально-экономической географии. - М., 1997. - 111 с.
- Бунакова Т.М., Родионова И.А.
Пособие по
географии для поступающих в вузы. Содружество
независимых государств. - М., 1997. - 127 с.
- География Карельской АССР: Учебное пособие для
средней школы. / Е.В. Андрианова, Г.И. Саричева, А.К.
Полин, К.Г. Лаврова; под общей редакцией А.К.
Полина. - 3-е изд., перераб. - Петрозаводск: Карелия,
1989. - 150 с.
- География России: Учебн. для 8-9 кл. сред. шк. / А.В.
Даринский, Б.В. Белоусов, И.Н. Белкина и др.; Под
ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
- Герасимова Т.П. и др.
Физическая география:
Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т.П. Герасимова,
Г.Ю. Грюнберг. Н.П. Неклюкова. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 1992. - 192 с.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.
Дайте планете шанс!:
Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995. - 207 с.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.
Экономическая и
социальная география мира: Учеб. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 1997. – 270 с.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.
Глобальная география
для 11 класса. - М.: Просвещение, 1997. – 270 с.
- Горбанев В.А.
Экономическая и социальная
география России и стран СНГ: Тесты для
поступающих в вузы. - М.: Новая школа, 1996. - 176 с.
- Дронов В.П. и др.
Экономическая и социальная
география: Справ. материалы: Кн. для учащихся
среднего и старшего возраста / В.П. Дронов, В.П.
Максаковский, В.Я. Ром. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
- Душина И.В. и др.
География: наш дом - Земля:
Материки, океаны, народы и страны: 7 кл.: Учеб. Для
общеобразоват. учеб. заведений / И.В. Душина, В.А.
Коринская, В.А. Щенев. М.: Дрофа, 1996. – 416 с.
- Карельская АССР: Природа, хозяйство / Карел.
филиал АН СССР. -Петрозаводск: Карелия, 1986. - 279 с.
- Коринская В.А. и др.
География материков и
океанов: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / В.А. Коринская,
И.В. Душина, В.А. Щенев. - 3-е изд., дораб. - М.:
Просвещение, 1993. - 287 с.
- Крылова О.В., Герасимов Т.П.
География
материков и океанов: Проб. учебн. для 7 кл.
общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995. -
318 с.
- Крылова О.В., Герасимова Т.П.
География
материков и океанов: учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 1997. - 318 с.
- Кузнецов А.П.
География. Население и хозяйство
мира. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. - М.: Дрофа, 1997 г. - 304 с.
- Лобжанидзе А.А.
География России:
эколого-экономические аспекты: Учеб. пособие для
8-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение,
1995. - 96 с.
- Пармузин Ю.П., Карпов Г.В.
Словарь по
физической географии. - М.: Просвещение, 1994. - 367 с.
- Примерные билеты и ответы по географии для
подготовки к устной итоговой аттестации
выпускников 9 классов общеобразовательных
учреждений в 1997/1998 учебном году / Авт.-сост. В.В.
Барабанов, С.Е. Дюкова. - М.: Дрофа, 1998. - 96 с.
- Примерные билеты и ответы по экологии для
подготовки к устной итоговой аттестации
выпускников 9 классов общеобразовательных
учреждений в 1997/1998 учебном году / Авт.-сост. И.Т.
Суравегина, А.Г. Лебедев, В.Н. Кузнецов. - М.: Дрофа,
1998. - 64 с.
- Пятунин В.Б.
Контрольные и проверочные работы
по географии. 6-10 классы: Метод. пособ. - 2-е изд..
испр. и доп. - М.: Дрофа, 1997. - 192 с.
- Раковская Э.М.
География: природа России: Учеб.
для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - М.:
Просвещение, 1997. – 3 01 с.
- Родионова И.А.
Пособие по географии для
поступающих в вузы. Страны мира:
экономико-географическая характеристика. - М., 1997.
- 157 с.
- Ром В.Я., Дронов В.П.
География России.
Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.:
Дрофа, 1997. - 400 с.
- Ром В.Я., Дронов В.П.
География России.
Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.:
Дрофа, 1996. - 400 с.
- Ром В.Я.
Новое в России: цифры и факты. Доп.
главы к учебн. “География России. Население и
хозяйство. 9 кл.”: Пособ. для учащихся
общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 1997.-176 с.
- Соловьев А.И., Карпов Г.В.
Словарь справочник
по физической географии: Пособие для учителей. -
М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
- Сухов В.П.
Физическая география: Нач. курс:
Проб. Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений. –
М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
- Холина В.Н.
География человеческой
деятельности: экономика, культура, политика.
Учеб. для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. гуманит.
предметов. - М.: Просвещение, 1995. – 320 с.
|