|
|
|
|
Традиционное
построение композиций в вышивке
Карелии
Изделия
разного назначения вышивались
неодинаковыми орнаментами. Декору
одежды были свойственны больше
геометрические вышивки, тогда как
декору полотенец – изобразительные.
Если геометрические узоры в качестве мотивов сюжета
попадали в вышивку полотенец, то они
наделялись изобразительными
элементами. И наоборот, встречающиеся
фигурно-изобразительные мотивы в
вышивках рубах подвергались столь
сильной схематизации, что становились
геометрическими узорами вторичных
форм, где первоначальные
изобразительные модели выявить
довольно сложно.
Орнаментальная схема на концах
полотенец родственна композициям на
подолах рубах, но более
сложна, к тому же обладает некоторой
спецификой.
Рубахи по подолу вышивались
орнаментальным фризом (композиционный
ряд, раппорт). Фриз был широкой полосой
орнамента и мог дополняться вышитым
бордюром (только сверху или снизу и
сверху), создавая по вертикали
двухъярусные или трехъярусные
композиции.
Фризу уделялось особое внимание, здесь
наблюдается строго симметричное
повторение по горизонтали (одного –
двух мотивов).
На полотенцах выделяются 3
разновидности орнаментального декора.
1.Орнамент, состоящий из широкой
горизонтальной полосы по краю изделия.
В композиционный ряд (раппорт) вносится
бесконечное разнообразие. Это может
быть ряд одиночных тождественных фигур,
как перемежающихся фигур, ряд групп,
чередующихся с одиночными фигурами. Их
повторяемость в композиции происходит с
промежутком в одну, две и более. В
геометрическом орнаменте в одном ряду
участвует до семи различных мотивов.
Промежутки сверху и снизу заполняются
частью того же узора.
Возможно, что ритмические ряды
повторяющихся фигур появились позднее
в результате превращения древних
культовых изображений в мотивы
декоративного порядка.
2.Композиция представлена двумя
полосами: широкой и окаймляющей узкой,
расположенной внизу основного рисунка.
Двоичный принцип орнаментальных
решений соблюдён не только по
вертикальной оси вышитого рисунка,
внутри горизонтальных полос состоит из
раппорта двух бинарных фигур (дерево +
птица, дерево + антропоморфное
изображение) или же только двух фигур
без повторения (замкнутая композиция).
3.Композиция схемы включала в себя три
яруса: одну широкую (фриз) и две узкие.
Их расположение на концах полотенец
могло быть разным либо узкие полосы
находились сверху и снизу, либо полосы
находились под основным рисунком.
В трехъярусных по вертикали вышивках
трёхчастность переносилась и на
горизонтальную ось орнамента.
Композиция в центральной полосе
трёхчастная (антропоморфная фигура +
конь + антропоморфная фигура), либо
состоят из одного мотива (к примеру,
дерево) без его повторения по
горизонтали (замкнутая композиция).
При трёхчастной композиции в основном
используются изобразительные мотивы.
Чаще всего центральное место в ней
занимает женская фигура с помещёнными
справа и слева симметричными конями,
зачастую несущими всадников, птицами
или деревьями, реже геометрическими
мотивами. Такие группы входят в
композицию ряда, перемежаясь с
повторяющейся центральной фигурой или
с одним из её вариантов. Встречаются
такие примеры усложненной трёхчастной
композиции, где в центральную фигуру
вводятся дополнительные элементы,
создающие из неё слитную, тоже
трёхчастную группу.
4.Сетчатый орнамент.
ТРАДИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ:
-птицы и кони изображаются в профиль,
человеческие фигуры в фас;
- равноценное сочетание всех частей,
выделение главного размером;
- перспективного углубления нет,
пространство строится как близкое
внизу, далёкое вверху;
- ритмическая связь фигур;
- монументальность и лаконичность
изображений.
Геометрический рисунок передаёт самые
общие черты человеческой фигуры с
ромбической головой, поднятыми руками-крючьями
и юбкой-треугольником; птицы с пышными
хвостами и короной или маленьким
птенцом на голове; коня с длинной шеей и
гривой, и с согнутыми в беге ногами;
раскидистого дерева с мощными ветвями,
оканчивающимися большими цветами-розетками.
Птицы и кони даются всегда в профиль,
человеческие фигуры в фас. Изображения
неподвижны, но в них есть скрытая
напряженность. Движение и покой
находятся в равновесии; кони и птицы
как будто бегут на месте. Композиция
торжественная и монументальная.
Композиция сводится к гармонично
сочетающемуся ряду фигур, равноценному
во всех своих частях. Главное
выделяется размером. При однообразии
построения вводятся разнообразнейшая
игра деталей. Перспективного
углубления нет. Пространство строится
особым образом (близкое – внизу,
далёкое – вверху). Все фигуры помещены
в одной плоскости и ритмически связаны
одна с другой. Эта ритмическая связь
достигается не только композиционным
построением. В соотношениях фигур
между собой соблюдается строгое
соотношение между всеми частями.
Ритмическая связь – непременное
условие каждого архаичного узора и
геометрического и изобразительного.
Образы вышивки полны значительности,
овеяны поэтическим вымыслом. Как во
всех народных сказках, они
олицетворяют доброе начало. Это не
злобные духи и не грозные духи –
громовержцы, а добрые спутники
человека. И даже в наиболее архаических
композициях они не теряют своей
близости к людям.
Орнаментальность композиций
проявлялась не столько в чередовании
фигур и повторении отдельных элементов,
не в зеркальной симметрии узора,
сколько в равномерном заполнении
плоскости рисунком и особом внутреннем
ритме изображений, построенных из
сложных линейных комбинаций.
Линия господствует в любой композиции,
подчиняет себе любое изображение.
Пересекаясь и перетекая одна в другую,
прямая, ломаная, словно дрожащая, она
неизменно укладывает в параллели всё
тех же вертикалей, горизонталей и
диагоналей. Графическая чёткость линий
рождала причудливый ритм и
удивительную гармонию рисунка в
известной степени обусловленных самой
техникой вышивки.
Целых трёхчастных сцен в традиционном
шитье не так уж много. Как деревья от
одного корня, из них вырос огромный
куст самостоятельных орнаментов.
Копируя старые узоры, вышивальщицы
произвольно выбирали из связанных
композиций отдельные понравившиеся
фигуры и выстраивали их в ряд, изменяли
в размерах, рассекали на составные
части и соединяли в новые
орнаментальные группы. При этом
стилевые особенности древних мотивов и
сказочно- мифологический характер
образов оставался неизменным.
Цвет в вышивке
Цвет является одним из наиболее мощных
средств эмоционального воздействия на
человека. В результате длительной
эволюции в процессе трудовой
деятельности человек выработал в себе
способность к эмоционально-эстетической
оценке цветовых тонов. Объясняется это
прежде всего той исключительно важной
ролью, которую играет цвет в жизни
человека, т. к. нас окружает мир
воспринимаемый в цвете.
Об освоении человеком красочного мира
свидетельствуют уже наскальные
изображения, сделанные красной охрой в
глубокой древности. Академик А. Е.
Ферсман писал: «Исторические
исследования привели к выводу, что
освоение цветов человеком шло в такой
последовательности: красный, жёлтый,
зелёный и синий».
Человека всегда привлекали яркие,
многоцветные и красочные тона.
Издревле люди стремились использовать
их в самых различных областях
человеческой практики. Цвету
придавалось магическое значение,
с его помощью пытались лечить
некоторые болезни.
В карельском шитье поражает необычайно
скромная расцветка, чаще всего
встречаются красные узоры по белому
холсту, белые вышивки на красном кумаче
или белые по белому.
И только в Пудожье появляются синие,
зелёные, жёлтые цвета.
От плотности шитья зависела интенсивность цвета, яркого или
разбелённого, но обычно красного.
Красный цвет, вероятно, когда-то имел символический смысл, и
первоначальная роль его в древних
мотивах вряд ли была только
декоративной. С веками она всё больше
стиралась, пока не обратилась в
художественную традицию, подобно
постоянному эпитету в фольклоре. В
некоторых районах к красному цвету
добавляли цветные вставки. Они
несколько меняли эмоциональную
окраску сюжетов, вносили в них местный
колорит, но наиболее древние по
иконографии вышиты одним красными
нитями.
В языке народной символики цвету
принадлежит, чуть ли не главная роль.
Так белый связывался с представлением
о свете и небе, а само это
общеславянское слово берет свои истоки
от индоевропейского корня со значением
«светить», «сиять», «блестеть».
Вселенная представлялась озарённой
небесным светом, в стихии которого
виделось высочайшее благо, с ним
соединялись представления о счастье и
изобилии.
Белый цвет воспринимался ещё и как
символ красоты, тогда как источником
красоты и жизни почитался свет-огонь.
Огонь считался «началом высшей
животворности» и самой жизни.
Слово «красный в древнерусском языке
связано с представлением об огне и
свете, понимались как «благовидный» и «прекрасный».
От понятия света оно перешло к
обозначению цвета, сохранив то же
значение, что и белый цвет. В народе
верили, что красный обладает чудесным
свойствами, и связывали его с
плодородием.
В народном представлении красный цвет
– цвет солнца; понятие «красный»
связывалось с представлениями о Солнце.
С точки зрения психологии красный цвет
– цвет огня и крови, вызывающий
ощущение тепла.
Красный цвет повышает мускульное
напряжение и, следовательно, кровяное
давление и ритм дыхания. Красный цвет –
цвет жизненного действия,
он имеет большое влияние на настроение
людей.
Белый – символ чистоты, цвет холода.
Сочетание красного и белого имеет не
только религиозно-символическое
значение, но так же и эстетическое, и
декоративное. Поэтому вышитыми
полотенцами украшали люди стены своего
жилья, создавая праздничное настроение
и оберегая себя.
Цвет, используемый в вышивке, так же
зависел от красителей, которые были
доступны широкому кругу людей.
Ещё в середине 19 века при окраске пряжи
и тканей применялись растительные
красители, т. к. химические краски были
либо незнакомы, либо недоступны по
своей цене.
Искусство окраски с помощью растений
передавалось из поколения в поколение.
Многолетний опыт и неоднократные
испытания, способствовали
приобретению навыков и
усовершенствованию ремесла.
Наши предки знали свойства деревьев и
трав существенно полнее и лучше, чем
они описаны в современных ботанических
определителях.
Вот какие растения использовались для
получения красного цвета: подмаренник,
лебеда, сабельник, гречишник, корень
лапчатки, зверобой, дерябка, сычужник.
Красную краску давала и обожжённая
охра, а также мягкий глинистый железняк.
В жёлтый цвет красили нити с помощью
купальницы, бессмертника, корней дикой
яблони, листьев берёзы, вереска,
орешника, шелухи лука.
Синюю краску получали из коры дуба и
ясеня, цветов василька и колокольчика.
Растворы красок готовили на хлебном
квасе, на щелоке, на «дубовом уваре»,
добавляли ржавое железо, которое
укрепляло и усиливало краску.
Для получения белого холста или нити их
белили. Для начала холст или нити
складывали в обширный котёл, заливали
горячим щелоком (раствор древесной
коры в воде) и оставляли в тёплом месте
на целую ночь. Потом отстиранный от
золы холст ещё влажный раскатывали по
траве на солнечном месте и смачивали
водой в течение дня, чтобы лучше «выгорали».
Третьим этапом отбеливания было битьё
специальными деревянными валиками.
Ещё в начале 20 веке для отбелки холстов
в домашних условиях использовались
мука, сыворотка, отруби.
|
|