Методическое объединение "Карельский Виртуальный Педвуз"

Проект "Северное Приладожье"

Кафедра географии


Главная
переход к Блоку 1
переход к Блоку 2
переход к Блоку 4
переход к Блоку 5

Блок 3: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО СЕВЕРНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ


Тема:   Туризм

Скачать (в формате MS Word)

 


С.Б. Потахин, доцент кафедры географии КГПУ

Ретроспективный анализ развития туризма

в Северном и Северо-Западном Приладожье

Планирование рекреационно-туристической деятельности в каком-либо регионе предусматривает выявление природных, историко-культурных и других объектов, которые могут привлечь рекреационный поток, контингента, привлекаемого этими объектами, и путей и способов, которыми возможно достижение рекреантами интересующих их объектов.

Однако в разное время причины, влекущие туристов в какие-либо места, разительно отличались друг от друга. Поэтому первоначальным шагом при анализе развития туризма должно стать выделение этапов рекреационного освоения территории, т.е. выявление хронологических рамок тех исторических периодов, по которым проводится анализ. Другими словами, необходимо применение широко распространенного в исторической географии метода исторических срезов (Жекулин, 1982).

Весь ход рекреационно-туристического освоения Северного и Северо-Западного Приладожья, по нашему мнению, целесообразно разбить на три основных этапа: довоенный, советский и постсоветский, поскольку и причины, и направления, и объемы туристического потока в эти временные интервалы значительно отличались. В представленном докладе подробно рассмотрен лишь первый этап.

Первый этап довоенный, состоящий в свою очередь, из двух периодов, временной границей между которыми будет 1917 г. год получения Финляндией независимости.

До 1917 г. основной поток рекреантов был направлен в Валаамский и Коневецкий монастыри. Таким образом, это был период “паломнического туризма”. Информацию о нем мы можем найти в дневниках многих путешественников, в частности, в путевых записях Элиаса Лённрота (“Путешествия…”, 1985).

Один из самых старых путеводителей “Направления путешествий в Финляндии”, выпущенный в 1888 г., дает следующее описание маршрута:

“2. Санкт-Петербург Коневица Кивисалми Куркиеки Валаам Сортавала.

Пароходы “Валамо”, “Ладога” и “Койтто” отправляются из Санкт-Петербурга раз в неделю (от причала внизу от Смольненского монастыря), “Ладога” по понедельникам в 6 часов вечера, “Койтто” по четвергам в 2 часа дня и “Валамо” по пятницам в 9 часов утра.

Из Сортавала возвращаются: “Койтто” по понедельникам в 7 часов утра, “Валамо” – по понедельникам в 10 часов утра и “Ладога” - по пятницам в 7 часов утра. Во время больших праздников длительность пути может несколько измениться. “Койтто” и “Ладога” заходят на Валаам, в Коневицу, Куркиеки, Кивисалми (Кякисалми) и Сорканлахти; “Валамо” заходит лишь на Валаам и в Коневицу. Цена билетов в российских деньгах: из Санкт-Петербурга в Сортавала: 8 р., 6., 4.50 к. и 3 р., в Коневицу и Сорканлахти вдвое меньше” (“Laatokan…, 1998, с.133).

Построенная в 90-х гг. XIX в. Карельская железная дорога способствовала дальнейшему увеличению потока рекреантов. Железнодорожная трасса начиналась в г. Выборге, проходила через населенные пункты Антреа (совр. Каменногорск), Хийтола, Яккима, Сортавала и далее до Йоенсуу. Участок железной дороги, соединяющий Выборг и Сортавала, был готов в 1893 г., а до Йоенсуу дорога была достроена в 1894 г.

Другой причиной популярности ладожского региона стал финский национальный романтизм. Выход в начале XIX в. в свет национального эпоса “Калевала” дал сильный толчок развитию туризма в Карелии. Многие студенческие поколения шли маршрутами Элиаса Лённрота в рунопевческих краях, и вследствие похолодания политических отношений между Великим Княжеством Финляндским и царской Россией любовь финнов к Карелии все более усиливалась.

Связанный с подъемом чувства национализма большой интерес к Карелии, “карелизм” был среди финляндской интеллигенции наиболее сильным в конце XIX начале XX в. В это время этнографы, лингвисты, художники в ходе своих путешествий изучали и описывали культурные традиции и ландшафты Карелии. Среди самых известных путешественников-исследователей Карелии можно назвать Самули Паулахарью, изучавшего народное творчество, и известного фотографа-пейзажиста И.К.Инха (оставившего, кстати, большое количество фотоснимков и района озера Паанаярви). Художники Альберт Эделфельт, Акселли Галлен-Каллела, Луис Спарре, композиторы Роберт Каянус, Оскар Мериканто, Ян Сибелиус, писатели Юхани Ахо, Эйно Лейно усилили роль Карелии в формировании чувства финляндской самобытности. Художники Пекка Халонен и Фанни Шурберг писали пейзажи в окрестностях Сортавала. На банкноте номиналом в 500 марок от 1877 г. был изображен вид на Ладожское озеро с горы Риуттавуори на острове Риеккалансаари.

Начиная с 1896 г., в Сортавала устраивали крупные певческие праздники, собиравшие большое количество зрителей и участников.

Большую роль в развитии туризма сыграла созданная в 1887 г. Туристическая Ассоциация Финляндии (Suomen matkailijayhdistys), которая, в частности занималась выпуском путеводителей. В одном из них, “Путеводителе по Финляндии”, выпущенном в 1895 г. территории Ладожской Карелии был посвящен целый раздел в объеме 56 страниц.

Одним из первых путеводителей, предназначенных для иностранцев, является изданный в 1906 г. “Finland. Das Land der Tausend Seen. Express Route. Stettin-Helsingfors mit dem Luxus-Dampfer Adriane”, в который вошел маршрут, знакомящий с Северным Приладожьем: Хельсинки Иматра Яккима Валаам Яккима Лаппенранта Хельсинки.

Второй период I этапа начинается с 1917 г. Развитию туризма в этот период способствовало интенсивное транспортное освоение территории.

В 1921 г. была открыта железная дорога из Сортавала в Суоярви. Немного позднее была построена железнодорожная ветка длиной 9,5 км, начинавшаяся от станции Янисъярви, которая вела в Хямекоски, Леппякоски и Ляскеля. В январе 1931 г. железная дорога была продлена до Питкяранта.

Сеть шоссейных дорог на Карельском перешейке и западном берегу Ладожского озера была относительно густой и в дореволюционное время, но к северу от Ладоги ситуация была иной. В 1928 г. комитет Карелии и Северной Финляндии по шоссейным дорогам констатировал, что дороги в Карелии находились в удовлетворительном состоянии за исключением районов к северу от Ладожского озера. Состояние дорог в Карельском Приладожье постоянно выносилось на обсуждение в связи с развитием туризма.

Автобусное движение стало быстро развиваться в 30-е гг. XX в. Уже в это время из Сортавала было регулярное сообщение во все близлежащие населенные пункты. В некоторые из них было по несколько рейсов в день. Из Сортавала выполнялись рейсы и в населенные пункты приграничной Карелии. Например, поездка на автобусе из Сортавала в Толвоярви длилась около пяти часов.

Несмотря на развитие железнодорожного и автомобильного транспорта, Ладожское озеро сохранило свое положение в качестве важного транспортного пути. Самым главным пассажирским портом был город Сортавала. А самым лучшим портом на Ладожском озере считался город Лахденпохья. Из обоих портов было регулярное сообщение на Валаам.

Карельская железная дорога открыла новые возможности для организованнного туризма на северном и северо-западном побережье Ладожского озера. Так, например, общество туризма в своих путеводителях предлагало большое количество кольцевых маршрутов для поездок на поезде, во время которых можно было посетить Валаам и Сортавала. Узловая станция Элисенваара благодаря своим ресторанам для многих маршрутов являлась “местом передышки”.

В 30-х гг. XX в. автомобильный сервис был на столь высоком уровне, что позволял развивать автотуризм. В путеводителе “Сортавала центр земель, где слагались руны Калевалы” от 1939 г. отмечалось, что из Сортавала можно автобусным и автомобильным сообщением попасть во все уголки Приладожья.

Важнейшие порты северной части Ладоги в 20–30-х гг. соединялись множеством регулярных маршрутов пассажирских пароходов: Лахденпохья Куркиеки (пароход “Венус”), Сортавала Импилахти (пароход “Янислахти”), Сортавала Питкяранта, Сортавала Салми и другие.

В 30-е гг. поездка из Сортавала до Валаамского монастыря длилась около 2,5 часов. Большую часть пассажиров составляли паломники, посещавшие святые места. Туристическим обществом в Лахденпохья в то же десятилетие было организовано регулярное сообщение на Валаам, которое обслуживало туристов, приезжавших с юга (район Выборга) и запада (Саво). Расписания пароходов и прибывающих с юга поездов были согласованы.

Как и в XIX, так и в XX в. самым популярным туристическим объектом в Карельском Приладожье был Валаамский архипелаг. Практически во всех путеводителях подчеркивалось, что через церкви Валаама, через монастырскую жизнь каждый путешественник может ознакомиться с традициями православной культуры. Естественно, что посетителей также привлекала живописная природа архипелага. Для любителей природы на Валааме была создана особая сеть дорог и тропинок.

Воротами на Валаам, а также в отдаленные уголки Приграничной Карелии, была Сортавала. В городе действовало местное подразделение Туристической Ассоциации, издававшее путеводили, буклеты, красочные плакаты. Именно благодаря этому городу туристский поток был направлен и в сторону Приграничной Карелии. В путеводителе, изданном в 1932 г., есть следующие строки: “Тот туристский край, центром которого является Сортавала, особен в том отношении, что он может предлагать для зрения и воображения туриста такое, что можно найти только здесь. Достопримечательности Приграничной Карелии отвечают даже самым высоким требованиям: озерная система Толвоярви с грядами и озами, могучие нетронутые лесные массивы, последние рунопевческие и магические края, а зарево этих времен полностью еще не отцвело” (“Laatokan…, 1998, с.136). А в буклете, вышедшем в 1930 году, утверждается: “Толвоярви туристический центр будущего” (“Laatokan…, 1998, с.136).

Достопримечательности, упоминаемые в туристической литературе финского времени, состоят из семи групп:

    1. Места панорамного обзора (например, гора Раускунвуори, гора Линнавуори на острове Мякисало);
    2. Красивый ландшафт или иная природная достопримечательность (озеро Ристиярви, пролив Тахманка и другие);
    3. Древние памятники и крепости (Линнамяки в Хийтола, Линнамяки в Куркиеки);
    4. Важные постройки (православная церковь в Тиурула, лютеранская церковь в Сортавала, Высшее народное училище Восточной Карелии);
    5. Кладбища (кладбища в Харлу, Импилахта и других местах);
    6. Пляжи (Вятикян хиекка, Сяямингин хиекка);
    7. Порты, важные пароходные пристани (порт в Питкяранта, пристань на о. Валаам).

Туристические маршруты второго периода были довольно разнообразны. Многие из них предусматривали посещение Приграничной Карелии. Так, маршрут № 7 “Matkailureitttjä Suomessa” 1936 г. “Выборг Иматра Вуонсенниска Саволинна Пункахарью Савонлинна Йоенсуу Коли Йоенсуу Сортавала Валаам Сортавала Выборг”, затрагивал район Толвоярви. Туристам особенно рекомендовалось “ознакомиться с озами и грядами в Толвоярви, где оригинальными достопримечательностями являются первозданная природа и маленькие деревушки с часовнями и местными праздниками” (“Laatokan…, 1998, с.136).

Наряду с природными и историко-культурными объектами Приладожья предусматривалось посещение Приграничной Карелии и в ходе путешествия по десятидневному маршруту № 10 “Matkailureitttjä Suomessa 1937”. А путеводитель “Путешествия по Финляндии” (“Suomen matkailijayhdistys 1934”) рекомендовал слудующий автомобильный маршрут: “Из Сортавала удобно отправиться на экскурсию в Карельское Приладожье по следующему сухопутному маршруту (375 км, проезд можно осуществить автобусом): Сортавала Кирьявалахти Ляскеля Суйстамо Соанлахти Корписелькя Толваярви Ягляярви Савинисто Сувилахти (Суоярви) Лоймола Сюскюярви Кителя Импилахти Сортавала. По своей природе и достопримечательностям этот маршрут предлагает наибольшее разнообразие: особенно слудует отметить красивые окрестности Толвоярви, которые соперничают с самой горной грядой Пункахарью (2 турбазы, обслуживаемые ассоциацией приграничных территорий)” (“Laatokan…, 1998, с.162). Маршрут № 215 “Рускеала Вяртсиля” включал посещение церкви в деревне Корписелька.

Пешеходные маршруты были представлены довольно скудно. В основном это были непродолжительные пешие прогулки вокруг населенных пунктов. Однако предлагались и более сложные путешествия, как, например, маршрут “Харлу – Ягляярви”. Приведем его краткое описание: “Харлу Ягляярви (около 130 км, 8 – 9 дней). Маршрут по необитаемым местностям, представляющий Приграничную Карелию и края рунопевцев “Калевалы”. Из Харлу нужно идти через заводской район Хямекоски в Аллату (11 км) и дальше в Суйстамо (8 км). Отсюда в Койтонселькя (10 км) и по тропинке в Яловаара (11 км) и дальше через Тероваара в Мууанто (21 км). Из Мууанто ведет тропинка в Шемейкка (20 км) и постоялый двор Ристисалми (10 км), откуда идти по дороге на горную гряду Толвоярви. С горной гряды продолжить путь в Хаукиваара (13 км) и Юляярви (11 км) и оттуда в Ягляярви (14 км), откуда автобусом в Суоярви и Вяртсиля” (“Laatokan…, 1998, с.171).

В советский период наиболее развитым был самодеятельный водный туризм. Основными реками Северного и Северо-Западного Приладожья, популярными среди туристов, являлись Лоймола и Уукса, по которым совершали туристические путешествия I и II категорий сложности. Некоторые пороги оценивались V категорией сложности. Сплав, как правило, проводился на байдарках, реже на катамаранах. Информация о туристических водных маршрутах этого района в настоящее время довольно широко представлена в Internet, например: http://lib.ru/turizm/; и др.

Можно также отметить, что начальная часть водного похода по реке Шуя проходит в пределах Суоярвского района. Чаще всего начальной точкой является железнодорожный мост через Шую недалеко от станции Хаутаваара.

К туристическому потоку можно, без сомнения, отнести и многочисленные поисковые отряды, которые вели работы по изучению мест сражений периода Зимней и Великой отечественной войн. Наиболее тяжелые бои проходили в на территориях современных Питкярантского и Суоярвского районов. И именно здесь базировались полевые лагеря поисковиков.

В постсоветское время наступила краткосрочная пора “ностальгического” туризма. Территорию Приладожья посещали выходцы из этих мест и их родственники, ныне проживающие в Финляндии.

Ближайшие перспективы рекреационного освоения Приладожья видятся в развитии научно-познавательного туризма. Природоохранные территории, имеющиеся здесь, являются базой для этого направления туризма. В настоящее в пределах Карельского Приладожья различные виды охраняемых территорий, включая памятники природы, ландшафтные заказники др. (Особо охраняемые…, 1995). Согласно Постановлению Правительства Республики Карелия от 22.02.2000 г. № 41-П, на Государственное историко-культурное и природоохранное учреждение “Валаамский архипелаг” возложены функции по управлению территорией природного парка “Валаамский архипелаг” с переименованием его в Государственное природоохранное рекреационное учреждение “Природный парк “Валаамский архипелаг”.

В целях сохранения наиболее ценных участков, уникальных природно-территориальных комплексов и объектов культурно-исторического значения, ограничения режима хозяйственной деятельности на территории Суоярвского района зарезервированы до 2000 г. площади под национальный парк “Койтайоки” 31, 1 тыс. га (“Государственный…”, 1999).

Х. Монтанер Монтехано (1997) разработана классификация принимающих туристических центров. Для территории Северного и Северо-Западного Приладожья, согласно упомянутой классификации, можно выделить природные центры, основывающиеся на базе национальных парках и других видах охраняемых территорий, нетронутой природе, и исторические центры, основанные на историко-архитектурных памятниках. Кроме того, эта территория в перспективе может выполнять функции спортивных, фольклорных, культурных и других центров.

Одной из задач, выполняемых в целях рационального рекреационного освоения территории, является проложение туристических маршрутов. Туристический маршрут, согласно определению Х. Монтанер Монтехано (1997), — “это путь, который пересекает определенное географическое пространство и имеет специфику дорог, учреждений, находящихся по пути следования, туристических достопримечательностей” (с.150). В Приладожье реально проложение маршрутов, основанных на любых средствах передвижения. Они могут отличаться по продолжительности и основываться как на географической основе (экологические, геологические и др.), так и на культурно-познавательной (архитектурные, этнографические, литературные и др.).

Таким образом, можно констатировать, что территория Северного и Северо-Западного Приладожья уже издавно была центром различного вида туризма. Этому способствали следующие основные факторы:

    • наличие природных, исторических, культурных и других объектов, привлекающих рекреационный поток;
    • относительно развитая транспортная сеть;
    • близость к крупным городам;
    • относительно благоприятные климатические условия.

Причины, привлекающие туристов в этот район, были различными: от паломнических до “ностальгических” и научно-познавательных. Дальнейшему развитию туризма будет способствовать создаваемая в Приладожье сеть особо охраняемых природных территорий.

Литература:

    1. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 1997 году / Под ред. А.Д. Волкова. Петрозаводск: Государственный комитет охраны окружающей среды по Республике Карелия, 1999.
    2. Жекулин В.С. Историческая география: предмет и методы. Л.: Наука, 1982.
    3. Монтанер Монтехано Х. Структура туристического рынка: Учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
    4. Особо охраняемые природные территории Карелии / Сост. Т.Ю. Хохлова, В.К. Антипин, П.Н. Токарев. Петрозаводск, 1995.
    5. Путешествия Элиаса Лённрота: Путевые заметки, дневники, письма 1828–1844 гг. Петрозаводск: Карелия, 1985.
    6. Laatokan pohjoisrannikon kulttuuriympäristö. Suomalainen Kulttuuriperintö Laatokan pohjoisrannikon maisemassa. Культурное окружение северного побережья Ладожского озера. Финское культурное наследие в ландшафте северного побережья Ладожского озера / P.Lintunen, M.Hytönen, K.Ikonen ja S.Kivimäki // Suomen ympäristö. 1998. # 236.

Статья опубликована в сборнике Комплексные географические исследования природоохранных территорий Карелии: Программа и тезисы научно-практической конференции. Петрозаводск, 25-26 апреля 2000 г. / Сост. С.П. Гриппа. Петрозаводск: КГПУ, 2001. 44 с.

 

Главная
переход к Блоку 1
переход к Блоку 2
переход к Блоку 4
переход к Блоку 5

Copyright (c) Кафедра географии КГПУ, 2002
http://kspu.ptz.ru/structur/kafedry/geo/kargeo/,
e-mail: geo@kspu.karelia.ru