Методическое объединение "Карельский Виртуальный Педвуз"

Проект "Северное Приладожье"

Кафедра географии


Главная
переход к Блоку 2
переход к Блоку 3
переход к Блоку 4
переход к Блоку 5

Блок 1: АВТОРСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПРГРАММЫ


География Карелии. Программа: 34 часа. 9 класс

Скачать (в формате MS Word)

 

Е.В. Андрианова, доцент кафедры географии КГПУ;

Н.А. Мокеева, старший преподаватель кафедры

естественно-математических наук ИПКРОО

Содержание

Объяснительная записка

Цели курса

Задачи курса

Введение

Раздел I. Природа Карелии

Раздел II. Население Карелии

Характеристика современного населения РК

Раздел III. Экономика Карелии

 

Объяснительная записка

Школьный интегрированный курс “Географии России” предусматривает обстоятельное изучение своего края. Предлагаемая программа по географии Карелии разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Ее структура и содержание, сохраняя все разделы, принятые в географическом страноведении, несколько отличаются от ранее опубликованной аналогичной программы (1996 г.).

Цели курса “География Карелии”, сформулированные в национально-региональном образовательном стандарте Республики Карелия (образовательная область “Геосистема Карелии”, 1997 г.), имеют четко выраженную мировоззренческую направленность – оснастить подрастающее поколение жителей республики:

    • современными знаниями о взаимодействии общества и природы в пределах нашего северного края;
    • глубоким пониманием природных, экономических, социальных и экологических процессов, определяющих условия и качество жизни населения Карелии;
    • умение находить и адекватно интерпретировать информацию о природе, населении и хозяйстве северного края;
    • стремление к физическому и духовному здоровью, экологически грамотному поведению во всех сферах общественной деятельности и в своей личной жизни.

Основные задачи курса предполагают

    • формирование разносторонних и глубоких знаний о природе, населении и экономике своего края;
    • сосредоточение внимания учащихся на усиливающихся географических факторах развития Карелии (приграничное положение, природно-ресурсный потенциал, природоохранная деятельность, внешние связи и др.) и ее специфической роли в России;
    • ознакомление учащихся с особенностями перехода карельской экономики к рыночным отношениям;
    • углубление природоохранного и экологического аспектов при изучении всех разделов курса;
    • широкое привлечение местных, краеведческих материалов, иллюстрирующих особенности природы и жизни людей ближайшей местности;
    • использование полученных сведений о своем крае для формирования осознанной профессиональной ориентации учащихся.

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени в классе, предполагается также разнообразная внеклассная работа, в том числе

    • проектная деятельность учащихся;
    • экскурсия на один из наиболее интересных и типичных объектов природы или экономики своей местности;
    • итоговая конференция “Моя малая Родина”.

Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у учащихся умения пользоваться разнообразной географической информацией. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:

    • задания для традиционной самостоятельной работы;

* творческое проектирование;

** работы, выполняемые с помощью геоинформационных (ГИС) технологий.

Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом

    • имеющегося учебного времени;
    • оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
    • общей и индивидуальной подготовки учащихся;
    • собственных профессиональных приемов и методов работы.

 

Введение (3 часа)

Тема 1 (1 час). Республика Карелия (РК) – субъект Российской Федерации.

Величина территории и численность населения РК. Структура управления и представительство РК в федеральных органах власти. Административно-территориальное устройство РК и проблемы его совершенствования. Государственная символика: флаг, герб, гимн РК. Символика городов и районов РК.

Тема 2 (2 часа). Географическое положение РК.

Математико-, физико-, экономико-географическое положение РК и связанные с ними особенности

    • природы;
    • условий и качества жизни населения;
    • специализации экономики;
    • международных связей.

Практические работы

** Определение и графическое отображение удельного веса РК в площади территории и населении России, Северо-Западного Федерального округа, Северного экономического района

    • Вычисление координат крайних точек территории республики, г.Петрозаводска, своего населенного пункта

** Сопоставление конфигурации (компактности) территории РК и соседних областей. Расчет коэффициента компактности территории РК, своего административного района

    • Оценка приграничного положения РК для ее современного и будущего развития

** Составление картосхемы “Транспортно-географическое положение РК” (имеющиеся и строящиеся дороги; таможенные и упрощенные пункты перехода на государственной границе; транспортные узлы)

    • Письменное описание государственного флага и герба РК
    • Характеристика географического положения своего административного района, города, поселка.

 

Раздел I. Природа Карелии (13 час.)

Тема 3 (4 часа). Рельеф и недра Карелии.

Строение земной коры в пределах территории Карелии. Возраст горных пород, история формирования лика карельской земли. Основные тектонические структуры: Балтийский щит, Русская плита.

Роль четвертичного оледенения и неотектонических движений в формировании рельефа. Основные формы рельефа ледникового происхождения.

Учет местных особенностей рельефа, геологического и тектонического строения в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Богатства недр Карелии. Полезные ископаемые докембрийского возраста. Разрабатываемые и перспективные месторождения, их значение для экономики республики и страны.

Разработка полезных ископаемых и окружающая среда.

Практические работы

    • Определение горных пород по образцам.
    • Обозначение основных месторождений полезных ископаемых на контурной карте.
    • Установление взаимосвязи строения земной коры, рельефа, полезных ископаемых своей местности.
    • Проектирование горнодобывающего предприятия в своей местности.

Тема 4 (2 часа). Климат Карелии.

Главные климатообразующие факторы: высокоширотное положение территории, близость Атлантического и Северного Ледовитого океанов, преобладание западного переноса воздушных масс, наличие крупных водоемов, характер рельефа.

Основные черты умеренного, переходного от морского к континентальному климата.

Значение прогнозирования погоды.

Влияние агроклиматических условий на развитие сельского хозяйства, другие сферы деятельности человека, здоровье людей.

Практические работы

    • Обозначение на контурной карте основных элементов климата севера и юга Карелии.
    • Изучение связей:

Климат своей местности

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5 (3 часа). Воды Карелии.

Многообразие водных объектов (озера, реки, болота, ручьи, подземные воды, искусственные водоемы). Значение рек и озер в заселении и освоении нашего края.

Характеристика гидрографической сети: возраст, величина рек, режим и характер течения рек, сочетание рек и озер. Крупные реки беломорского и балтийского бассейнов.

Озера: происхождение, размеры, глубина, формы и характер берегов.

Онежское озеро – символ Карелии.

Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоем Европы.

Водохранилища.

Беломорско-Балтийский канал.

Белое море: природа и основные ресурсы.

Хозяйственное значение и экологические проблемы.

Воды Карелии как объект туристического бизнеса.

Практические работы:

    • Обозначение на контурной карте основных водных объектов.
    • Географическое описание путешествия по воде из Петрозаводска на Соловецкие острова.
    • Изучение источников водоснабжения своей местности.

** Составление схемы “Влияние деятельности человека на качество воды Онежского озера”.

Тема 6 (1 час). Почвы Карелии.

Основные типы карельских почв, их естественное плодородие.

Почвы и урожай. Поддержание и повышение плодородия почв: мелиорация, агротехнические мероприятия, внесение удобрений и др.

Практическая работа:

Изучение строения, свойств и плодородия почв своей местности.

Тема 7 (2 часа). Живая природа.

Факторы формирования природно-территориальных комплексов (ПТК). Типичные природные сообщества. Биологическое разнообразие северной и средней подзон европейской тайги. Взаимосвязь и приспособление организмов в лесах Карелии. Биологические ресурсы своей местности. Хозяйственное использование и воздействие человека на северную природу. Виды животных и растений, занесенных в “Красную книгу Карелии”.

Практические работы:

    • Нанесение на контурную карту границы северной и средней подзоны карельской тайги.
    • Описание ПТК своей местности.

** Составление схемы “ПТК своей местности”.

Тема 8 (1 час). Природопользование и охрана природы в Карелии.

Влияние географического положения, природных условий и ресурсов на освоение территории, жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Экологические проблемы Карелии.

Мониторинг окружающей среды.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) (государственные заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, земли историко-культурного назначения).

Практические работы:

    • Обозначение на контурной карте основных ООПТ.
    • Описание ближайшего природного объекта (территории) относящегося к ООПТ.

 

Раздел II. Население Карелии (7 час.)

Тема 9 (2 часа). Заселение территории, развитие материальной и духовной культуры населения.

Первые люди на современной территории Карелии, их материальная и художественная культура. Неолитические стоянки. Петроглифы.

Карелия в составе Киевской Руси, Новгородского и Русского централизованного государства. Карелия – перекресток славянских и финно-угорских этносов. Своеобразие карельской топонимики. Развитие местных ремесел и промыслов. Ярмарочная торговля. Монастыри – центры освоения территории. Деревянное зодчество. Иконопись.

Карелия в составе Петровской России. Хозяйственная деятельность и жизнь населения в условиях Северной войны. Металлургия. Судостроение. Оружейное дело. Осударева дорога. Рождение Петрозаводска. Карельские промыслы в строительстве Санкт-Петербурга: лесозаготовка и лесопиление, углежжение, каменные ломки, рыболовство.

Карелия в предреволюционной России. Лесной экспорт в Поморье. Судостроение. Александровский пушечный завод. Рыбный и охотничий промыслы на вывоз. Развитие образования и культуры. Устное народное творчество. Карело-финский эпос “Калевала”. Выдающиеся государственные деятели, писатели, художники в Карелии и о Карелии. “Подстоличная Сибирь”.

Советская Карелия. Формирование крупной государственной экономики. Транспортное строительство. Гидроэнергетика. Многоотраслевой лесной комплекс. Разработка минерального сырья. Металлургия и машиностроение. Экспортное звероводство. Рост населения. Развитие городов и лесных поселков. Петрозаводск – столица и развитый центр управления, экономики, образование, культуры и науки республики.

Характеристика современного населения РК

Тема 10 ( 1 час). Численность населения и ее динамика

Современная демографическая ситуация. Миграционные процессы. Депопуляция, ее социально-экономические причины и следствия. Естественное и механическое движение населения в своей местности. Людность столицы республики, своего районного центра и поселения.

Тема 11 (1 час). Плотность и особенности размещения населения по территории республики (связь с природными, историческими и социально-экономическими факторами). Размещение населения в пределах своего административного района.

Тема 12 (1 час). Этнический состав населения РК и его региональные особенности. Характерные черты культуры, быта и хозяйственной деятельности славян, карелов, финнов, вепсов. Современные проблемы развития этнической культуры, языка населения республики и своей местности. Конфессиональный состав населения, наиболее распространенные религии в республике и своей местности.

Тема 13 (1 час). Урбанизация и ее динамика в РК.

Малые города Карелии: генезис, людность, градообразующая основа, функции, особенности размещения по территории республики. Сельские поселения, их своеобразие и связь с природным окружением.

Петрозаводск: 300-летняя история и современные столичные функции.

Тема 14 (1 час). Характеристика своего поселения, его место в экономике и культуре, районе.

Занятость населения по сферам экономики. Проблема безработицы и ее решение. Народные промыслы и традиции своей местности.

Практические работы:

    • Составление летописи своего поселения, района.
    • Изучение местных топонимов славянского и финно-угорского происхождения.
    • Описание своеобразных местных построек, предметов хозяйственного обихода и художественного творчества людей.

** Построение диаграммы “Динамика численности населения РК”.

** Составление картосхемы “Типология городов Карелии”, с обозначением выбранными условными знаками следующих показателей:

    1. период возникновения;
    2. особенности местоположения;
    3. первоначальные функции;
    4. современная людность;
    5. современные функции.
    • Сбор и анализ материалов, характеризующих население своей местности:
      • динамика людности своего поселения;
      • миграционные процессы, сальдо миграции;
      • этническая структура населения и ее динамика;
      • конфессиональная принадлежность семей учащихся;
      • структура занятости местного населения и молодежи.

 

Раздел III. Экономика Карелии (11 час.)

Тема 15 (1час). Отраслевая и территориальная структура экономики. Концепция социально-экономического развития РК до 2010 года и этапы ее реализации. Внутриреспубликанское экономическое районирование территории Карелии.

Практические работы:

    • Сопоставление отраслевой структуры экономики РК и России. Объяснение выявленных различий.
    • Определение главных элементов и уровня зрелости территориальной структуры экономики Карелии.
    • Составление перечня отраслей экономики своего административного района в порядке их значимости.
    • Характеристика территориальной структуры экономики своего административного района.

** Составление картосхемы территориальной структуры экономики своего административного района, с указанием главных ядер, сетей и арелов.

Тема 16 (1 час). Энергетика РК.

Природные энергетические ресурсы Карелии. Топливная промышленность. География поставок и экономичность привозного топлива. Электроэнергетика. Типы и размещение электростанций. Способы преодоления топливно-энергетического дефицита. Топливно-энергетические проблемы своей местности.

Практические работы:

** Составление картосхемы поставок в Карелию привозного топлива.

    • Сравнение мощности Сунского, Выгского и Кемского каскадов ГЭС.
    • Изучение проблем энергосбережения в своей местности.
    • Анализ потребления и стоимости топлива (тепла) и электроэнергии в семьях учащихся.

Тема 17 (2 часа). Лесной комплекс Карелии.

Отраслевая структура лесного комплекса. Лесозаготовительная промышленность – базовая отрасль экономики республики. Расчетная лесосека и ее динамика. Новые технологии заготовки древесины. Охрана и воспроизводство лесных ресурсов.

Деревообработка. Типы предприятий и их размещение. Целлюлозно-бумажная производство, виды продукции и центры ее производства. Экологизация производства бумаги.

Экспорт лесной продукции.

Особенности лесопользования в ближайшем окружении.

Практические работы:

    • Анализ динамики лесозаготовок и причин их сокращения в 90-е годы.
    • Объяснение принципов размещения лесопильных и целлюлозно-бумажных предприятий Карелии.
    • Изучение деятельности людей по охране и восстановлению лесов в своей местности.
    • Организация экскурсий на ближайшее предприятие лесной промышленности.

Тема 18 (1 час). Металлургия.

Черная металлургия. Добыча и обогащение железной руды, география поставок железорудных окатышей. Градообразующее значение Костомукшского ГОКа.

Цветная металлургия. Надвоицкий алюминиевый завод: экономические, технологические и экологические проблемы развития.

Разведанные месторождения руд цветных металлов и перспективы их освоения.

Практические работы:

    • Характеристика градо- и районообразующей роли Костомукшского ГОКа и Надвоицкого алюминиевого завода.

Тема 19 (1 час). Машиностроение.

Развитие отрасли от петровских времен до наших дней. Специализация машиностроения и проблемы его развития в рыночных условиях.

Практические работы:

    • Определение факторов, способствующих развитию разнообразного машиностроения в столице республики.
    • Выявление причин, тормозящих вывод карельского машиностроения из глубокого экономического кризиса.

Тема 20 (1 час). Горнодобывающая промышленность.

Разнообразие и повсеместность неметаллических ресурсов. Общероссийская и международная специализация Карелии по производству дефицитных и уникальных каменных материалов. Кондопога – центр развитой камнеобработки (петрургия, шлифовка и полировка каменных материалов, производство шунгизита). Добыча и обработка камня в своей местности.

Практические работы:

    • Изучение местных и привозных каменных материалов, используемых на местных стройках.

Тема 21 (1 час). Агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство. Региональные особенности сельскохозяйственных угодий Карелии. Специализация растениеводства и животноводства, ее дифференциация по районам республики. Переработка сельскохозяйственной продукции.

Рыбное хозяйство. Морское и внутреннее рыболовство. Воспроизводство рыбных ресурсов.

Особенности сельского и рыбного хозяйства в своем крае.

Практические работы:

    • Оценка агроклиматических ресурсов Карелии.
    • Обоснование специализации ближайшего сельскохозяйственного предприятия.
    • Ознакомление учащихся с работами по мелиорированию сельскохозяйственных угодий в своей местности.
    • Изучение размеров и особенностей размещения угодий (огородов, пастбищ, сенокосов) в местных природно-территориальных комплексах.

Тема 22 (1 час). Транспорт Карелии.

Главные виды транспорта и их взаимодействие. Железнодорожный транспорт: сложившаяся сеть и пути ее совершенствования (электрификация, новое строительство). Автотранспортная инфраструктура. Строительство современных дорог внутри республики и “связок” с соседними областями. Водный транспорт: специфика грузов, работа на российских и международных линиях.

Транзитный потенциал Карелии, создание транспортных “коридоров” из стран ЕС вглубь России.

Главные виды транспорта и его работа в своей местности.

Практические работы:

    • Определение наиболее важных для местного населения видов транспорта.

* Составление картосхемы транспортных связей своего поселения внутри Карелии и за ее пределами.

Тема 23 (1 час). Социальная инфраструктура.

Отрасль, определяющая качество жизни населения Карелии. Качество и доступность важнейших услуг, оказываемых населению на примере своего поселения: жилищные условия, образование, здравоохранение, санитарно-курортное хозяйство, физкультура и спорт, туризм, культура, торговля, связь, информационное обслуживание.

Практические работы:

    • Составление перечня услуг, оказываемых населению:

    1. в своем поселении;
    2. в ближайших поселениях;
    3. в районном центре;
    4. в столице республики.

    • Выявление наиболее популярных и востребованных профессий в своей местности, а также сложившихся центров их подготовки.

Тема 24 (1 час). РК в системе международных связей.

Факторы развития международной деятельности республики. Внешние экономические связи (экспорт, импорт, иностранные инвестиции). Участие Карелии в международных организациях и проектах. Побратимские связи. Внешняя деятельность РК в сфере образования, науки, культуры, спорта и туризма, охраны окружающей среды.

Практические работы:

    • Изучение местной продукции (или сырья), поставляемой на экспорт.

Анализ географии поставок продукции, импортируемой для нужд местной экономики и населения.

 

 

Главная
переход к Блоку 2
переход к Блоку 3
переход к Блоку 4
переход к Блоку 5

Copyright (c) Кафедра географии КГПУ, 2002
http://kspu.ptz.ru/structur/kafedry/geo/kargeo/,
e-mail: geo@kspu.karelia.ru