География Карелии: Лекции / С.Б. Потахин, Е.В. Андрианова, Р.Ф. Антонова и др.;
Рец.: Н.Н. Филатов, С.П. Гриппа. - Петрозаводск: КГПУ, 2000. - 80 с.
Введение
На рубеже XX – XXI вв. все более отчетливо проявляется тенденция к регионализации всех сторон жизни российского общества, к выявлению и оптимальному использованию богатейшего исторического, природно-ресурсного и социально-экономического потенциала каждой территории.
Складывающаяся регионализация общественного сознания формируется прежде всего при глубоком и разностороннем изучении своего края в средней школе. С этой целью создана серьезная концептуальная и методическая база в виде национально-регионального образовательного стандарта Республики Карелия, предусматривающего обстоятельное изучение ее природы, населения и экономики в рамках образовательной области «Геосистема Карелии» (1997 г.).
Этот государственный документ предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя географии в вузе, в том числе его полноценную информированность, методическое обеспечение, стремление к изучению своего края на уроке и во внеклассной деятельности. Для многих поколений карельских учителей краеведение – хорошо освоенный и любимый подход в преподавании физической и социально-экономической географии.
Кафедра географии Карельского государственного педагогического университета в течение ряда лет целенаправленно разрабатывает и внедряет краеведческий подход во все сферы своей учебной, научно-исследовательской и научно-методической работы. Так, одна из общекафедральных научных тем рассматривает краеведение как ин-тегрирующий междисциплинарный подход в подготовке учителя географии.
В рамках научных проектов Федеральной целевой программы «Интеграция», Российского фонда фундаментальных исследований, фондов Министерства образования Российской Федерации, международных проектов INTAS и программы Nordic Council of Ministers «The Biosphere Reserve concept in the Nordic countries and their cross-border regions” совместно с учеными Карельского научного центра Российской Академии наук и Университета Йоенсуу (Финляндия) проводится изучение природных ком-плексов таежной зоны, ретроспективный анализ природопользования на территории Карелии, различные социально-экономикогеографические исследования в пределах республики. В экспедициях и обработке полевых материалов, наряду со студентами факультета, принимают участие школьники республики. Материалы исследовательской работы легли в основу многочисленных публикаций, курсовых и дипломных работ школьников и студентов, а также диссертационных исследований.
Настоящее учебное пособие обобщает накопленный кафедральный опыт и представляет собой компактное изложение лекций, прочитанных в разные годы по спе-цкурсу “География Карелии”, по учебным дисциплинам “Краеведение”, “Региональная физическая география” и “Экономическая и социальная география России”.
Структура предлагаемого пособия отражает традиционные для региональной географии разделы, подготовленные членами кафедры КГПУ: “Введение” – Е.В. Андрианова и С.Б. Потахин; “Республика Карелия – субъект Российской Федерации” – Е.В. Андрианова; “Экономико-географическое положение” – А.С. Литвин; “Становле-ние современной государственной границы между Россией и Финляндией” – А.К. Полин; “Геологическое строение” – В.И. Горлов; “Полезные ископаемые” – А.К. Полин; “Природа Карелии в голоцене” – С.Б. Потахин; “Рельеф” – В.Н. Семенов; “Особенности климата” – В.Н. Семенов; “Внутренние воды” – В.Н. Семенов; “Почвы” – С.Б. Потахин; “Леса” – С.Б. Потахин; “Болота” – С.Б. Потахин; “Ландшафтное районирова-ние” – Р.Ф. Антонова; “Охраняемые природные территории” – С.Б. Потахин; “Населе-ние” – А.С. Литвин; “Социальная инфраструктура” – Н.Б. Полевщикова; “Экономика” – Е.В. Андрианова; “Транспорт и внешние связи” – Е.В. Андрианова.
Авторский коллектив надеется, что учебное пособие, предназначенное для студентов естественно-географического факультета КГПУ, окажется небесполезным для всех, кто изучает свой край, и прежде всего для наших уважаемых коллег – учителей географии и природоведения, работающих в школах Карелии.
|