tn00605a.gif (2512 bytes)

wpe5.jpg (5061 bytes)

Home ]

Up


Ровницы как элемент культурного ландшафта Севера

Земледелие, в частности выращивание хлебных злаков и картофеля, доходит до северных границ таежной зоны. Развитию этого вида хозяйственной деятельности населения препятствуют не только климатические условия, рельеф, свойства почв, нашествия сельхозвредителей и др., но также значительная завалуненность почв, связанная с последствиями деятельности последнего оледенения.

1) Рантасалми (Финляндия)

2) Рантасалми (Финляндия)

3) о. Колгостров (Карелия)

4) о. Большой Клименецкий (Карелия)

Основными видами земледелия на Европейском Севере являлись подсечно-огневое и пашенное. Процесс создания пашенных участков занимал длительной промежуток времени и, как правило, включал в себя стадию подсечно-огневой культуры. Исключение составляло использование под пашни болотных земель. При подготовке подсечно-огневого участка приходилось не только очищать площади от леса, но и снижать степень завалуненности путем сбора камней в кучи. Подсечный участок использовался 2-4 года, а затем забрасывался на 20-30-летний и более продолжительный период или переходил в категорию пашни при условии постоянного улучшения качества почв за счет органических удобрений. В ходе ежегодной обработки пашни крестьянам приходилось постоянно подчищать поля от валунного материала, что приводило к нивелированию обрабатываемого участка, уменьшению завалуненности и увеличению размеров каменных куч.

1)Окрестности д. Пегрема (Карелия)

2) р-н оз. Кивиярви (Карелия)

3)о-в Букольников (Карелия)

Сельскохозяйственные геокомплексы, поддерживаемые человеком в определенном состоянии, являются частью культурных ландшафтов. Их элементом (составной частью) в границах последнего оледенения стали каменные кучи. Они носят различные названия. В литературных источниках они чаще упоминаются как ровницы. На ливвиковском диалекте карельского языка их называют kiviruopas («каменные кучи») или kiviaidu (каменная ограда, изгородь из камня»). На тверском говоре карельского языка звучит термин kiviruopas (куча камней). В финском языке имеются следующие понятия: kivikko и kiviroekkio, означающие «груда камней». В Карельском Заонежье каменные кучи называют грудовы, грудовницы, каменья. В Кондопожском районе встречается термин сопка. Большие скопления каменного материала в виде широких вытянутых заборов называют на заонежский лад (с ударением на первый слог) заборами.

1 и 2 Сааримаа (Эстония) 3)Нац. парк Коли (Финляндия)

Формы ровниц различны. Визуальные наблюдения в пределах Карелии, Вологодской, Архангельской и Вологодской областей, Эстонии (о. Сааримаа) и Финляндии (провинция Северная Карелия) позволили выделить следующие типы форм: округлые (до 5-6 м в диаметре), овальные, линейные, простые и сдвоенные заборы (широко распространены в Заонежье и в встречаются в Суоярвском районе Республики Карелия), дорогоподобные, веерообразные (в понижениях и по склонам). Отдельно можно выделить ровницы подсечно-огневых участков, представленные двумя-четырьмя валунчиками, уложенными на камень больших размеров.

Наибольшее количество ровниц встречается в пределах агри- постагрикультурных ландшафтах на гляциальных (моренных) отложениях. Так, на северном побережье оз. Сандал (Карелия) встречаются участки, на которых площадь каменных гряд равна обрабатываемой площади. Реже ровницы сооружаются на озерно-ледниковых и флювиогляциальных комплексах.

Ровницы исторически являются частью сельскохозяйственного ландшафта, способствующие более значительному прогреву пашни, отличающиеся по составу флоры и фауны. Их массовое уничтожении в период укрупнения сельскохозяйственных угодий не привело к увеличению урожайности. В настоящее время комплексы ровниц находятся в пределах ландшафтов, которые можно назвать историко-культурными (например, остров Кижи и другие острова Заонежья) и использование их в строительных целях (например, для фундаментов построек) недопустимо, поскольку преобразуется истинный облик данной территории. Стоит отметить, что на современных дачных участках ровницы встречаются довольно часто.

С. Б. Потахин